Примерное время чтения: 8 минут
297

Города через открытки. Читателям показали, где жили герои Достоевского

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ в Омске № 29 21/07/2021 Сюжет Празднование 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского
С помощью иллюстраций и фото можно открывать писателя.
С помощью иллюстраций и фото можно открывать писателя. Омская государственная областная научная библиотека им. А.С. Пушкина

К 200-летию со дня рождения писателя сотрудники Омской государственной научной библиотеки им. А.С. Пушкина подготовили выставку «Фёдор Михайлович Достоевский в художественной открытке».

Открытка – яркая часть культурного наследия. На действующей экспозиции представлены портреты Достоевского, фотографии мест, связанных с его жизнью и творчеством, а также иллюстрации к знаменитым произведениям автора.

Здесь он жил и творил

К образу писателя и иллюстрированию его произведений обращались многие живописцы, графики, скульпторы. На выставке можно увидеть репродукции портретов Фёдора Михайловича, выполненные Василием Перовым, Константином Васильевым, Александрой Корсаковой.

Отдельный раздел выставки представляют художественные открытки с важными местами в судьбе гения.

«У нас есть очень необычный набор под названием «Москва Достоевского». Это акварельные иллюстрации Елизаветы Ключевской. Вообще мало кто из художников обращается к этой теме, хотя не нужно забывать, что Фёдор Михайлович родился в Москве», - пояснила заведующая сектором литературы по искусству Омской государственной библиотеки им. А. С. Пушкина Софья Давыденко.

В своих акварелях Ключевская изображает старую Москву, которая как раз связана с жизнью писателя. Так, она нарисовала бывшую Мариинскую больницу для бедных, где работал врачом отец Достоевского, церковь Петра и Павла, в которой крестили писателя.

Но, как известно, значительная часть жизни Фёдора Михайловича протекала именно в северной столице. Некоторые критики и литераторы называют его самым петербургским писателем. И, конечно же, Санкт-Петербург нашёл своё отражение на страницах произведений автора. На выставке в библиотеке представлены художественные открытки с видами города, а также фотографии Инженерного (Михайловского) замка, куда отец Достоевского, Михаил Андреевич, однажды решил определить своих сыновей Фёдора и Михаила. Здесь будущий писатель учился с января 1838-го по август 1841 года.

Исаакиевский собор, который сегодня привлекает туристов со всего мира, занимал важное место в судьбе Фёдора Михайловича. Писатель некоторое время жил напротив этого здания. В романе «Преступление и наказание» Родион Раскольникова созерцал сооружение с привычного пункта на Николаевском мосту. Кроме того, в произведении «Униженные и оскорблённые» мы вновь встречаемся с «тёмной, огромной массой Исаакия».

Писатель жил рядом с собором.
Писатель жил рядом с собором. Фото: Омская государственная областная научная библиотека им. А.С. Пушкина

Также на выставке представлен набор «Ленинград. Мосты и набережные». По многим из них гуляли персонажи Достоевского.

В коллекции библиотеки есть несколько открыток, посвящённых Петропавловской крепости, где писатель провёл восемь месяцев. Роковым для Фёдора Михайловича стало запрещённое письмо критика Белинского к Гоголю. За его распространение писателя и других членов кружка петрашевцев в конце апреля 1849 года арестовали. Суд признал Достоевского «одним из важнейших преступников» и приговорил к расстрелу, однако затем суровое наказание заменили каторгой в Омске.

Сибирь в судье писателя

Отдельного внимания заслуживает набор открыток «Омская крепость. Военный форпост России». В каторжном остроге Достоевский провёл четыре года. На выставке представлена репродукция работы омского художника Георгия Кичигина «Дорога к храму». В понимании автора Фёдор Михайлович – это человек, который сумел превратить годы каторги в «новую жизнь и воскресение из мёртвых».

На фоне портрета Достоевского изображены места, связанные с его пребыванием в Омске: Тарские ворота, через которые писателя доставили в острог, Воскресенский собор, куда по великим праздникам вместе с другими каторжниками он ходил молиться, а также его любимая локация – берег Иртыша у Тобольских ворот. На картине Кичигина представлены все реалии каторжной жизни. Это и высокие поля острога, и солдаты с ружьями, и казарма.

Фёдор Михайлович не был драматургом, однако инсценировки его произведений уже более 100 лет идут на сценах отечественных и зарубежных театров, поэтому небольшой раздел выставки посвящён этой теме. Здесь представлены фотографии со спектаклей «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково», которые играют в Омском академическом театре драмы.

Достоевский в театральных постановках.
Достоевский в театральных постановках. Фото: АиФ/ Юлия Миленина

Герои и город оживают

Выставка знакомит с репродукциями работ выдающихся отечественных художников, таких как Шмаринов, Глазунов, Табужинский. Все они создавали замечательные иллюстрации к произведениям Достоевского. На них персонажи Фёдора Михайловича выходят за пределы текста и становятся живыми, реальными людьми.

«Украшением нашей экспозиции стали блестящие портретные образы, созданные Ильёй Глазуновым. Они находятся в наборе открыток «Братья Карамазовы», - добавила Софья Давыденко.

Стоит подчеркнуть, что Фёдор Михайлович стал любимым писателем Глазунова ещё во времена его студенчества. Произведения великого русского писателя оказали значительное влияние на формирование философских взглядов художника. У него есть целая серия работ, посвящённых творчеству Достоевского. В том числе среди открыток можно отыскать репродукцию знаменитой «Голгофы» Ильи Глазунова, которая создана по мотивам романа «Братья Карамазовы». Это изображение находится в Омском государственном музее им. Врубеля.

Пожалуй, лучшие иллюстрации к повести «Белые ночи» нарисовал художник Мстислав Добужинский. С помощью чёрных и белых красок, цветовых пятен он изобразил интересный образ Санкт-Петербурга. Автор смог в полной мере передать поэзию и атмосферу белых ночей. Особенно тонко Добужинскому удалось отразить настроение повести. Рисунки помогают ощутить одиночество и чистоту героев произведения. Также художник изображает призрачное свечение неба, отсвет его на булыжных мостовых – классическая гармония чёрного и белого, тонкого расчёта и искреннего средства иллюстратора.

Рисунки к произведению
Рисунки к произведению "Белые ночи". Фото: Омская государственная областная научная библиотека им. А.С. Пушкина

Сильные образы

Невозможно обойти стороной работы Дементия Шмаринова. Один из самых известных его циклов – рисунки к роману «Преступление и наказание». Работать над этими картинами художник начал в 1935 году. Уже в 1941-м вышла книга, где было размещено 12 его иллюстраций.

В дальнейшем художник продолжил работать над иллюстрированием произведений Достоевского. Шмаринов рисовал, словно подчиняясь авторскому голосу, следуя по ступеням лестниц, заглядывая в дверь старухи-процентщицы вместе с Раскольниковым. Всё на его картинах реально до мельчайших подробностей и в то же время призрачно – именно так, как пишет Фёдор Михайлович. Контуры пространства очерчены углём и наполнены чёрной акварелью. Наверное, лучше и не придумаешь для изображения неровных стен, старых потолков, сумрачных улиц и закоулков.

Шмаринов убедительно проследил каждый шаг Родиона Раскольникова, обитавшего в Столярном переулке. А если включить воображение, то на открытках можно разглядеть дом главного героя, заваленный дровами двор старухи, маленький домик Сони Мармеладовой на Екатерининском канале, а также побывать в трущобах, окружавших Сенной рынок.

Дементий Шмаринов глубоко погрузился в мир, созданный писателем. Позже он вспоминал: «Я писал из подворотен и подъездов, рисовал во дворах и на лестничных клетках, рисовал всё – перила, ступени, фонари, решётки набережной, ворота и двери; наряду с отдельными деталями мне удавалось иногда зарисовать целый квартал старых домов на набережной канала, зафиксировать неподвижные громады петербургских брандмауэров – слепых торцов многоэтажных домов – и примыкающие к ним маленькие домишки».

Сам художник считал одним из лучших листов серии иллюстрацию «Соня со свечой», где с особой силой звучит вера Достоевского в светлое начало человеческой души, способное даже под грузом несчастий прорываться наружу. На картине изображена хрупкая и грустная девушка, которая идёт открывать дверь. В её глазах застыла безысходность, но в то же время в них прослеживается и надежда на внезапное чудо. Свеча освещает фигуру Мармеладовой, создаёт большую тень, возвеличивающую её образ. Дементий Шмаринов хотел показать, что эта болезненная героиня может выдержать любые удары судьбы. 

Вживую познакомиться со всеми открытками можно в библиотеке им. А.С. Пушкина. Работы художников находятся в открытом доступе для всех читателей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах