Поиск

Экономисты и бизнесмены назвали ключевые аспекты, от которых будет зависеть развитие производства, доходы и благосостояние омичей в наступившем году.

Минувший 2022-й год многие по праву называют одним из самых сложных за последнее десятилетие. В январе никто даже не мог предположить, что ждет страну в ближайшие месяцы, а может, и годы. Специальная военная операция серьезно повлияла на структуру экономики, занятость населения, обеспечение населения товарами, цены на них.

Прошедшая осенью мобилизация также наложила свой отпечаток на экономику. В целом ряде отраслей возник дефицит кадров, оборонные предприятия, наоборот, получили возможность доукомплектоваться нужными им специалистами. Безусловно, влияние этих факторов сохранится и в наступившем году.

Чего ждать омичам? Что будет с производством? Произойдет ли рост безработицы? Упадут ли доходы населения? Вопросов много, поэтому мы обратились к экспертам в сфере экономики и попросили их дать прогноз – а каким будет 2023 год?

«В этом году нам всем будет сложнее»

Доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономической теории и предпринимательства экономического факультета ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Евгений Капогузов предрекает в наступившем году инфляцию в пределах 10 % и падение экономики на 2–3 % в годовом исчислении.

При этом эксперт отмечает хорошие перспективы некоторых секторов омской экономики. Прежде всего это оборонная промышленность, нефтехимия, пищевая промышленность, которые в Омской области развиваются темпами выше, чем в среднем по стране. Для региона это благо, что позволяет сохранить и доходы бюджета, и занятость населения.

– Произошедшие в прошлом году события отразились на экономике, они будут иметь влияние и в этом году, – говорит Капогузов. – Тем не менее у нас растут оборонка, нефтехимия, пищевая промышленность. Они в Омской области выглядят лучше, чем в целом по стране. В оборонке вырос спрос на сварщиков, электриков, здесь растут доходы, занятость населения. Но идет проседание в сфере услуг, строительстве, где требуются такие же специалисты, и возникает их дефицит.

Экономист уверен, что в этом году влияние негативных тенденций на экономику проявится еще больше, чем в прошлом.

– Многие положительные вещи 2022 года, доходы бюджета – они во многом были инерционными. В этом году будет сложнее, сильнее будет негативный эффект от санкций, они окажут большее влияние на выручку и, соответственно, состояние бюджета, – отмечает эксперт. – С другой стороны, идет постепенный процесс приспособления экономики к новым условиям.

«Проще всего сидеть и говорить, что будет плохо. Надо работать»

Президент Омского областного союза предпринимателей Илья Николин указывает на огромную роль бюджетных расходов в поддержании благосостояния населения и, главное, спроса, от которого зависит развитие малого бизнеса.

– Всем понятно, что за год логистика ухудшилась, санкции как были, так и есть, они никуда не делись. Перед Новым годом был рост валюты, это снова приведет к подорожанию импортных товаров. Очень не хочется говорить о негативе, но он есть. Понятно, что руки никто не опускает, понятно, что будем работать, – рассуждает руководитель ООСП. – Но многое зависит от количества денег в кармане потребителя. Дай бог, с бюджетом все будет хорошо и государство найдет возможность продавать свою традиционную продукцию. Если этого не будет, бюджет будет сжиматься, покупательская способность населения снизится.

Илья Николин отметил важность переориентации страны с торговли на производство. Торговать за последние 20 лет все научились, а производство, наоборот, загубили. Теперь, когда возможности торговли из-за санкций сократились, нужно задуматься о восстановлении утраченного.

– Сидеть и вещать, что все будет плохо, – ну, это проще всего. Давайте работать, создавать собственную продукцию. Надо заниматься собственным производством, ничего другого не остается. Мы, конечно, привыкли за эти годы торговать. Теперь нам показали, что мы никому не нужны. И в ВТО мы не нужны. Давят на нас, очень сильно давят. Товарищи америкосы просто хотят раздавить Россию, чтобы мы работали исключительно на их условиях. Поэтому нам нужна сильная экономика, сильное производство. Надо приложить усилия для того, чтобы сохранить бизнес, рабочие места, покупательную способность населения.

«Каждый должен хорошо делать работу на своем месте»

О покупательной способности населения говорит и председатель комитета Омского горсовета по экономическому развитию Алексей Провозин. Депутат также указал на то, что в нынешних обстоятельствах каждый должен хорошо выполнять свою работу. Тогда и деньги будут.

– Бюджет города будет только расти. Ни одна из статей не исключена из бюджета. Пенсионерам тоже выплаты индексируют. И эти деньги вернутся в экономику. Но останавливаться не нужно, нужно увеличивать доходы, чем мы и будем заниматься. Каждому нужно делать свое дело на своем месте. И хорошо делать. Сейчас это как никогда важно. Будем больше работать, будем больше зарабатывать. А куда потратить деньги, мы всегда найдем, – отметил Алексей Провозин.

«Самая главная проблема – это низкие инвестиции в новые технологии»

Доктор социологических наук, профессор ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Олег Рой подчеркивает, что сейчас многое зависит от СВО. Поскольку на фронте ситуация непростая, то и с экономикой неопределенность. 

– Очень многое зависит от исхода СВО. Это фактор очень существенный – когда она закончится и с какими итогами. Во-вторых, я думаю, что все равно какая-то стабильность в экономике должна наступить. Но темпы экономического роста, скорее всего, будут отрицательными – будет падение валового внутреннего продукта в районе 3 %. Инфляция будет, скорее всего, в районе 10 %. То есть каких-то существенных изменений в наступившем году нам ждать не стоит, – говорит экономист.

Олег Рой назвал главную, на его взгляд, проблему как российской, так и омской экономики – недостаток инвестиций в новые технологии. Это стало очень заметно именно сейчас, когда введены санкции. Государство не скупится на оборонку, что понятно, а вот на инновации денег нет.

– Самая серьезная наша проблема – низкие инвестиции в новые технологии. На вооружение идут достаточно большие ресурсы, а на гражданские разработки выделяется мало, – отмечает профессор. – Параллельный импорт удорожает высокотехнологичную продукцию, лишает ее потребителей. Поэтому в плане развития инновационных производств мы попадаем в яму.

По мнению экономиста, с точки зрения стратегического развития страны низкие инвестиции в новые технологии – проблема, которая может стать еще больше на фоне тысяч санкций, ограниченного доступа к мировым ресурсам и искусственно заниженных цен на российскую нефть и газ.

«Чего можно ждать в воюющей стране?»

О решающем влиянии спецоперации на экономическое развитие всей страны и Омской области в отдельности говорит и заведующий кафедрой финансов и бухучета Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Евсеенко.Пока СВО не закончится, строить какие-либо прогнозы развития региональной экономики нельзя, считает он.

– Чего можно ждать в воюющей стране? Пока страна воюет, сложно делать экономические прогнозы. Пока в каком-либо виде не наступит мир, прогнозировать экономику нереально. Ни к чему хорошему милитаризация экономики не приводит. Да, взбодрили военно-промышленный комплекс, зарплату там стали платить, но это не значит, что растет ВВП. Санкции-то работают. Их 11 тысяч! Это все равно негативно скажется на экономике рано или поздно. К тому же высокая инфляция, и весь позитив от роста зарплат съедается ценами, – говорит Сергей Евсеенко.

Второй аспект, на который указывает эксперт, – отложенное влияние мобилизации на развитие экономики Омской области. В сельском хозяйстве, к примеру, это влияние может проявиться весной, когда начнутся полевые работы.

– Мобилизация тоже имеет свою роль. Такое количество мужиков выдернули из реального сектора экономики! Это скажется. У нас в Омской области, насколько мне известно, больше всего людей выдернули из АПК. Это отрасль специализации региональной экономики. Интересно теперь, как пройдет посевная кампания. Сеять-то кто будет? Технику не трогали, а мужичков отправили. И замены массовой им нет, – отметил экономист.

Работать, работать и еще раз работать

Эксперты дают разные оценки того, что может ждать нас в наступившем году, но все указывают на один важный аспект – необходимость восстановления реального производства, того самого импортозамещения, о котором пока, пожалуй, только больше говорят. Нужно мобилизовать ресурсы и создавать то, что нужно экономике, обществу в целом. Сейчас российская экономика перестраивается на военные нужды, производство тех товаров, доступ к которым закрыт санкциями. В гражданском секторе требуется то же самое.

Главные риски этого года, на которые указали эксперты, – это отложенный негативный эффект от мобилизации, связанный с дефицитом кадров в отдельных отраслях экономики, отложенный негативный эффект от санкций, который может отразиться как на федеральном, так и на региональном бюджетах. А так как доля бюджетников в стране высока, от состояния бюджета во многом зависит благосостояние и покупательная способность большой доли населения.

В целом наши респонденты сошлись в оценках основных параметров экономики – инфляция в районе 10 % и падение ВВП на 2–3 %. Какими эти параметры будут на самом деле – мы узнаем только через год. Главное, чтобы по его окончании позитивных изменений было больше, чем негатива.

Сергей Энквист 

5342

Экономисты и бизнесмены назвали ключевые аспекты, от которых будет зависеть развитие производства, доходы и благосостояние омичей в наступившем году.

Минувший 2022-й год многие по праву называют одним из самых сложных за последнее десятилетие. В январе никто даже не мог предположить, что ждет страну в ближайшие месяцы, а может, и годы. Специальная военная операция серьезно повлияла на структуру экономики, занятость населения, обеспечение населения товарами, цены на них.

Прошедшая осенью мобилизация также наложила свой отпечаток на экономику. В целом ряде отраслей возник дефицит кадров, оборонные предприятия, наоборот, получили возможность доукомплектоваться нужными им специалистами. Безусловно, влияние этих факторов сохранится и в наступившем году.

Чего ждать омичам? Что будет с производством? Произойдет ли рост безработицы? Упадут ли доходы населения? Вопросов много, поэтому мы обратились к экспертам в сфере экономики и попросили их дать прогноз – а каким будет 2023 год?

«В этом году нам всем будет сложнее»

Доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономической теории и предпринимательства экономического факультета ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Евгений Капогузов предрекает в наступившем году инфляцию в пределах 10 % и падение экономики на 2–3 % в годовом исчислении.

При этом эксперт отмечает хорошие перспективы некоторых секторов омской экономики. Прежде всего это оборонная промышленность, нефтехимия, пищевая промышленность, которые в Омской области развиваются темпами выше, чем в среднем по стране. Для региона это благо, что позволяет сохранить и доходы бюджета, и занятость населения.

– Произошедшие в прошлом году события отразились на экономике, они будут иметь влияние и в этом году, – говорит Капогузов. – Тем не менее у нас растут оборонка, нефтехимия, пищевая промышленность. Они в Омской области выглядят лучше, чем в целом по стране. В оборонке вырос спрос на сварщиков, электриков, здесь растут доходы, занятость населения. Но идет проседание в сфере услуг, строительстве, где требуются такие же специалисты, и возникает их дефицит.

Экономист уверен, что в этом году влияние негативных тенденций на экономику проявится еще больше, чем в прошлом.

– Многие положительные вещи 2022 года, доходы бюджета – они во многом были инерционными. В этом году будет сложнее, сильнее будет негативный эффект от санкций, они окажут большее влияние на выручку и, соответственно, состояние бюджета, – отмечает эксперт. – С другой стороны, идет постепенный процесс приспособления экономики к новым условиям.

«Проще всего сидеть и говорить, что будет плохо. Надо работать»

Президент Омского областного союза предпринимателей Илья Николин указывает на огромную роль бюджетных расходов в поддержании благосостояния населения и, главное, спроса, от которого зависит развитие малого бизнеса.

– Всем понятно, что за год логистика ухудшилась, санкции как были, так и есть, они никуда не делись. Перед Новым годом был рост валюты, это снова приведет к подорожанию импортных товаров. Очень не хочется говорить о негативе, но он есть. Понятно, что руки никто не опускает, понятно, что будем работать, – рассуждает руководитель ООСП. – Но многое зависит от количества денег в кармане потребителя. Дай бог, с бюджетом все будет хорошо и государство найдет возможность продавать свою традиционную продукцию. Если этого не будет, бюджет будет сжиматься, покупательская способность населения снизится.

Илья Николин отметил важность переориентации страны с торговли на производство. Торговать за последние 20 лет все научились, а производство, наоборот, загубили. Теперь, когда возможности торговли из-за санкций сократились, нужно задуматься о восстановлении утраченного.

– Сидеть и вещать, что все будет плохо, – ну, это проще всего. Давайте работать, создавать собственную продукцию. Надо заниматься собственным производством, ничего другого не остается. Мы, конечно, привыкли за эти годы торговать. Теперь нам показали, что мы никому не нужны. И в ВТО мы не нужны. Давят на нас, очень сильно давят. Товарищи америкосы просто хотят раздавить Россию, чтобы мы работали исключительно на их условиях. Поэтому нам нужна сильная экономика, сильное производство. Надо приложить усилия для того, чтобы сохранить бизнес, рабочие места, покупательную способность населения.

«Каждый должен хорошо делать работу на своем месте»

О покупательной способности населения говорит и председатель комитета Омского горсовета по экономическому развитию Алексей Провозин. Депутат также указал на то, что в нынешних обстоятельствах каждый должен хорошо выполнять свою работу. Тогда и деньги будут.

– Бюджет города будет только расти. Ни одна из статей не исключена из бюджета. Пенсионерам тоже выплаты индексируют. И эти деньги вернутся в экономику. Но останавливаться не нужно, нужно увеличивать доходы, чем мы и будем заниматься. Каждому нужно делать свое дело на своем месте. И хорошо делать. Сейчас это как никогда важно. Будем больше работать, будем больше зарабатывать. А куда потратить деньги, мы всегда найдем, – отметил Алексей Провозин.

«Самая главная проблема – это низкие инвестиции в новые технологии»

Доктор социологических наук, профессор ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Олег Рой подчеркивает, что сейчас многое зависит от СВО. Поскольку на фронте ситуация непростая, то и с экономикой неопределенность. 

– Очень многое зависит от исхода СВО. Это фактор очень существенный – когда она закончится и с какими итогами. Во-вторых, я думаю, что все равно какая-то стабильность в экономике должна наступить. Но темпы экономического роста, скорее всего, будут отрицательными – будет падение валового внутреннего продукта в районе 3 %. Инфляция будет, скорее всего, в районе 10 %. То есть каких-то существенных изменений в наступившем году нам ждать не стоит, – говорит экономист.

Олег Рой назвал главную, на его взгляд, проблему как российской, так и омской экономики – недостаток инвестиций в новые технологии. Это стало очень заметно именно сейчас, когда введены санкции. Государство не скупится на оборонку, что понятно, а вот на инновации денег нет.

– Самая серьезная наша проблема – низкие инвестиции в новые технологии. На вооружение идут достаточно большие ресурсы, а на гражданские разработки выделяется мало, – отмечает профессор. – Параллельный импорт удорожает высокотехнологичную продукцию, лишает ее потребителей. Поэтому в плане развития инновационных производств мы попадаем в яму.

По мнению экономиста, с точки зрения стратегического развития страны низкие инвестиции в новые технологии – проблема, которая может стать еще больше на фоне тысяч санкций, ограниченного доступа к мировым ресурсам и искусственно заниженных цен на российскую нефть и газ.

«Чего можно ждать в воюющей стране?»

О решающем влиянии спецоперации на экономическое развитие всей страны и Омской области в отдельности говорит и заведующий кафедрой финансов и бухучета Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Евсеенко.Пока СВО не закончится, строить какие-либо прогнозы развития региональной экономики нельзя, считает он.

– Чего можно ждать в воюющей стране? Пока страна воюет, сложно делать экономические прогнозы. Пока в каком-либо виде не наступит мир, прогнозировать экономику нереально. Ни к чему хорошему милитаризация экономики не приводит. Да, взбодрили военно-промышленный комплекс, зарплату там стали платить, но это не значит, что растет ВВП. Санкции-то работают. Их 11 тысяч! Это все равно негативно скажется на экономике рано или поздно. К тому же высокая инфляция, и весь позитив от роста зарплат съедается ценами, – говорит Сергей Евсеенко.

Второй аспект, на который указывает эксперт, – отложенное влияние мобилизации на развитие экономики Омской области. В сельском хозяйстве, к примеру, это влияние может проявиться весной, когда начнутся полевые работы.

– Мобилизация тоже имеет свою роль. Такое количество мужиков выдернули из реального сектора экономики! Это скажется. У нас в Омской области, насколько мне известно, больше всего людей выдернули из АПК. Это отрасль специализации региональной экономики. Интересно теперь, как пройдет посевная кампания. Сеять-то кто будет? Технику не трогали, а мужичков отправили. И замены массовой им нет, – отметил экономист.

Работать, работать и еще раз работать

Эксперты дают разные оценки того, что может ждать нас в наступившем году, но все указывают на один важный аспект – необходимость восстановления реального производства, того самого импортозамещения, о котором пока, пожалуй, только больше говорят. Нужно мобилизовать ресурсы и создавать то, что нужно экономике, обществу в целом. Сейчас российская экономика перестраивается на военные нужды, производство тех товаров, доступ к которым закрыт санкциями. В гражданском секторе требуется то же самое.

Главные риски этого года, на которые указали эксперты, – это отложенный негативный эффект от мобилизации, связанный с дефицитом кадров в отдельных отраслях экономики, отложенный негативный эффект от санкций, который может отразиться как на федеральном, так и на региональном бюджетах. А так как доля бюджетников в стране высока, от состояния бюджета во многом зависит благосостояние и покупательная способность большой доли населения.

В целом наши респонденты сошлись в оценках основных параметров экономики – инфляция в районе 10 % и падение ВВП на 2–3 %. Какими эти параметры будут на самом деле – мы узнаем только через год. Главное, чтобы по его окончании позитивных изменений было больше, чем негатива.

Сергей Энквист 

5342