Поиск

Эксперты РИА «Омск-информ» объяснили ажиотаж вокруг вырубки деревьев. Борясь за их сохранение, горожане решают психологические проблемы.

Представитель иногородней компании «Брусника», намеревающейся построить на Левобережье Омска 300 тыс. кв. м жилья, пришел к выводу, что город, построенный в степи, будет бороться за каждое дерево. При строительстве нового микрорайона инвестору придется по максимуму сохранять имеющиеся зеленые насаждения. А лучше еще и высадить новые. Тогда проект будет однозначно принят омичами.

В последнее время омичи вступают в бой буквально за каждое деревце. Достаточно вспомнить столетнюю иву у здания водоканала или пирамидальные тополя на улице Спартаковской, которые спасали «всем миром». А ведь еще лет 10 назад выступающих против вырубки городских территорий были единицы и на них смотрели как на «городских сумасшедших».

Обозреватель РИА «Омск-информ» вместе с экспертами выяснил, почему в последние несколько лет горожане массово встали на защиту деревьев.

Внимание! Пропали деревья

Поводы для тревоги за «зеленое» будущее Омска на самом деле имеются. Наблюдая результаты благоустройства парков и скверов, можно прийти к выводу, что зеленым насаждениям в Омске уготованы две судьбы: деревья либо вырубают подчистую, либо превращают их в дикие, небезопасные заросли. Первый вариант – набережная Оми, второй – реконструкция – Зеленый остров и в сквер Веретено. Смешанный вариант встречается в Городском саду – древесные джунгли сменяют два ряда чахлых елочек, высаженных когда-то иногородними делегациями.

Две крайности благоустройства: лишенная растительности набережная либо непролазные дебри 

– Были три ряда саженцев. Ближе к берегу – березы. Потом сосны. А у дорожки липы. Теперь их нет, – сокрушается по поводу благоустройства набережной Оми известный общественник и блогер Игорь Федоров. – Нам говорят, что якобы молодые деревья выкопали и перенесли куда-то в парк Победы. Фотографий пересадок нет. Так что это еще нужно доказать.

Тревогу горожан полностью разделяет замгендиректора ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» Лариса Маслова. Но реальных действий со стороны горожан по сохранению зеленых насаждений она не видит.

– Я не вижу, что за сохранение деревьев рьяно взялись. Объявили субботник, посадили деревья, а полить их забыли. Растения сохнут. Например, на Зеленом острове сколько посадили сосен, которые потом погибли! – высказалась Лариса Маслова. – Есть, конечно, единицы, которые ухаживают за деревьями и высаживают их вдоль дорог. Остальное – популизм, говорильня, показушность.

Эксперт считает, что в городской администрации должны быть дендрологи, которые бы оценивали приживаемость тех или иных культур. Такие специалисты раньше работали в мэрии.

– Почему никто не кронирует деревья в парках и скверах? В городской администрации должны быть садовники, дендрологи. Сосна, например, не растет на болоте, и незачем ее там втыкать. Березы будут вымокать в пойме, а елки – хиреть на солнцепеке и вдоль дорог. Должны быть специалисты. Когда мы первый раз занимались Зеленым островом, со мной работали дендрологи, изучавшие почву и консультировавшие, где что можно посадить. А сейчас этим занимаются волонтеры.

Высаженные на набережной деревья некому поливать

Работать над зеленым благоустройством омские чиновники перестали из соображений экономии.

 – Когда я однажды предложила Евгению Зоммеру (главный архитектор Омска с июня 2015 года по декабрь 2017-го – РИА «Омск-информ») сделать «живую изгородь», он сказал: «Да где нам взять сотрудников? Легче выкосить и посадить цветы». Вы заметили, что цветочное оформление в городе, как это было еще 15–20 лет назад, иссякло? – обращает внимание эксперт. – На «Флору» быстро высадят и уберут – ухаживать же не хочется. Сейчас ума в зеленом благоустройстве нет: привозят саженцы те, что подешевле. Перестали садить деревья с осени. Вот улицу Бударина выкосили, а пока там что-то вырастет, пройдет время.

Спрос на ландшафтный дизайн вырос вдвое

В заочную дискуссию со специалистом вступил директор ООО «Братья Грин» Евгений Зинченко. Он отмечает ажиотажный спрос на зеленое оформление как частных, так и общественных пространств.

– К нам регулярно обращаются частные и городские организации за услугами по озеленению. В этом году спрос вырос вдвое – такое ощущение, что все хотят тратить деньги только на ландшафт, чему мы, безусловно, рады, – подчеркнул бизнесмен.

Резко возросший интерес к зелени Евгений Зинченко связал со спецоперацией, из-за которой закрылись границы и воздушные пространства. Люди стали больше времени проводить дома и в родном городе.

– Думаю, частные компании и отдельные обеспеченные омичи стали больше заниматься озеленением из-за закрытия границ. Люди стали массово скупать дачные домики, и у нас много заказов на озеленение территории. Не отстают по заказам  коммерческие структуры. Может, так совпало, что всех привлек ландшафтный дизайн, или надо осваивать деньги, не знаю. Причин может быть много. Но факт остается фактом – обращений стало намного больше. Вообще это общемировой тренд – интерес к экологии, к улучшению воздуха: чем больше деревьев, тем лучше, – говорит предприниматель.

Руководитель фирмы признался – дендрологов в штате их организации нет. По глубокому убеждению Зинченко, больные деревья, даже имеющие некую ценность для города, нужно рубить. Это вопрос безопасности.

– У нас общественность в принципе против сноса деревьев. Но такие зеленые насаждения представляют опасность для окружающих. Если тополь упадет на машину, владелец транспортного средства возмутится. А еще неделю назад он выступал за его сохранение, – говорит эксперт.

Шаровидные ивы на Любинском проспекте были больными, и их срубили

В качестве примера глава компании «Братья Грин» привел ситуацию с реконструкцией Любинского проспекта к 300-летию города. Большую часть деревьев там пришлось убрать.

– Общество меряет благоустройство категориями «было/стало». Но сохранение деревьев там было технически невозможно. Что могли, то оставили. Из 25 ив здоровыми были только 7. Мы высадили новые шаровидные ивы, добавились еще цветы и кустарники, – напомнил Зинченко.

Мнение эколога: омичи заметили «лысеющие» парки

Известный омский эколог, профессор ОмГУПС  Сергей Костарев уверен: горожане начали бороться за сохранение деревьев, поскольку стали замечать массовую вырубку растительности.

– Во-первых, действительно слишком много и часто сейчас стали рубить зеленые насаждения. Это началось не год-два назад, а в середине 2000-х, когда шло освоение парков, скверов, территорий вдоль дорог. Во-вторых, интерес к экологии, рост сознательности в этой сфере – общемировая тенденция. Нарастает интерес к своему здоровью. В-третьих, само благоустройство территорий идет в ущерб для растительности. Омичи это видят. И, в-четвертых, людям стало негде гулять с детьми, – перечислил факторы Костарев.

Эксперт считает, что благоустройство парков и скверов в Омске делается неправильно.

– На «Зеленом острове» установили местный «Дисней-лэнд» с аттракционами, нанеся ущерб окружающей среде. И так по всему городу. В зеленых уголках природы, предназначенных для отдыха, делают парковки, развлечения, спортивные площадки. Ради частной прибыли город теряет места для прогулок. Вариантов благоустройства территорий десятки, а у нас реализуется один, – негодует он.

Мнение психолога: «друидизм» как способ избавления от стресса

Психологическое объяснение «друидизму» по-омски дал врач-психотерапевт, бизнес-тренер Олег Перевалов. Он предположил, что, защищая деревья и занимаясь их высадкой, омичи борются со стрессом, которого сейчас много из-за нестабильной эпидемиологической и геополитической ситуации.

–  В последнее время в мире и в стране происходят события, когда от людей ничего не зависит. Сначала ковид, потом спецоперация погрузили нас в состояние стресса, выбраться из которого прежними способами уже невозможно. Чувство неопределенности неуклонно растет, и как один из выходов – заняться благоустройством дома, обратить внимание на зелень и деревья во дворе. Это помогает справляться со стрессом, – отметил психотерапевт.

У каждого своя причина бороться за дерево. Для кого-то оно ассоциируется с молодостью, для кого-то с дорогими воспоминаниями.

– Как вариант, люди стремятся вернуть Омску звание города-сада. Потому что в советское время это был не город котиков или небоскребов, а место сосредоточения огромного количества парков и скверов, – напомнил Олег Перевалов.

Почему деревья не дают покоя омичам?

Подытоживая сказанное, можно прийти к выводу, что причин для любви к растительности у омичей хоть отбавляй. Это и забота об экологии, и борьба за места для прогулок, и желание видеть качественное благоустройство в городе. В последние годы серьезным фактором становится механизм вытеснения глобального стресса из-за происходящих в мире событий.

Но вот парадокс: защищая деревья, омичи лишь фрагментарно прикладывают усилия для улучшения общественных территорий: тысячи людей откликаются на призыв прийти и посадить дерево, но следить за ним готовы единицы. При этом омичи готовы вкладываться в улучшение личного пространства – работы у ландшафтных дизайнеров прибавилось в разы.

Эксперты РИА «Омск-информ» объяснили ажиотаж вокруг вырубки деревьев. Борясь за их сохранение, горожане решают психологические проблемы.

Представитель иногородней компании «Брусника», намеревающейся построить на Левобережье Омска 300 тыс. кв. м жилья, пришел к выводу, что город, построенный в степи, будет бороться за каждое дерево. При строительстве нового микрорайона инвестору придется по максимуму сохранять имеющиеся зеленые насаждения. А лучше еще и высадить новые. Тогда проект будет однозначно принят омичами.

В последнее время омичи вступают в бой буквально за каждое деревце. Достаточно вспомнить столетнюю иву у здания водоканала или пирамидальные тополя на улице Спартаковской, которые спасали «всем миром». А ведь еще лет 10 назад выступающих против вырубки городских территорий были единицы и на них смотрели как на «городских сумасшедших».

Обозреватель РИА «Омск-информ» вместе с экспертами выяснил, почему в последние несколько лет горожане массово встали на защиту деревьев.

Внимание! Пропали деревья

Поводы для тревоги за «зеленое» будущее Омска на самом деле имеются. Наблюдая результаты благоустройства парков и скверов, можно прийти к выводу, что зеленым насаждениям в Омске уготованы две судьбы: деревья либо вырубают подчистую, либо превращают их в дикие, небезопасные заросли. Первый вариант – набережная Оми, второй – реконструкция – Зеленый остров и в сквер Веретено. Смешанный вариант встречается в Городском саду – древесные джунгли сменяют два ряда чахлых елочек, высаженных когда-то иногородними делегациями.

Две крайности благоустройства: лишенная растительности набережная либо непролазные дебри 

– Были три ряда саженцев. Ближе к берегу – березы. Потом сосны. А у дорожки липы. Теперь их нет, – сокрушается по поводу благоустройства набережной Оми известный общественник и блогер Игорь Федоров. – Нам говорят, что якобы молодые деревья выкопали и перенесли куда-то в парк Победы. Фотографий пересадок нет. Так что это еще нужно доказать.

Тревогу горожан полностью разделяет замгендиректора ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» Лариса Маслова. Но реальных действий со стороны горожан по сохранению зеленых насаждений она не видит.

– Я не вижу, что за сохранение деревьев рьяно взялись. Объявили субботник, посадили деревья, а полить их забыли. Растения сохнут. Например, на Зеленом острове сколько посадили сосен, которые потом погибли! – высказалась Лариса Маслова. – Есть, конечно, единицы, которые ухаживают за деревьями и высаживают их вдоль дорог. Остальное – популизм, говорильня, показушность.

Эксперт считает, что в городской администрации должны быть дендрологи, которые бы оценивали приживаемость тех или иных культур. Такие специалисты раньше работали в мэрии.

– Почему никто не кронирует деревья в парках и скверах? В городской администрации должны быть садовники, дендрологи. Сосна, например, не растет на болоте, и незачем ее там втыкать. Березы будут вымокать в пойме, а елки – хиреть на солнцепеке и вдоль дорог. Должны быть специалисты. Когда мы первый раз занимались Зеленым островом, со мной работали дендрологи, изучавшие почву и консультировавшие, где что можно посадить. А сейчас этим занимаются волонтеры.

Высаженные на набережной деревья некому поливать

Работать над зеленым благоустройством омские чиновники перестали из соображений экономии.

 – Когда я однажды предложила Евгению Зоммеру (главный архитектор Омска с июня 2015 года по декабрь 2017-го – РИА «Омск-информ») сделать «живую изгородь», он сказал: «Да где нам взять сотрудников? Легче выкосить и посадить цветы». Вы заметили, что цветочное оформление в городе, как это было еще 15–20 лет назад, иссякло? – обращает внимание эксперт. – На «Флору» быстро высадят и уберут – ухаживать же не хочется. Сейчас ума в зеленом благоустройстве нет: привозят саженцы те, что подешевле. Перестали садить деревья с осени. Вот улицу Бударина выкосили, а пока там что-то вырастет, пройдет время.

Спрос на ландшафтный дизайн вырос вдвое

В заочную дискуссию со специалистом вступил директор ООО «Братья Грин» Евгений Зинченко. Он отмечает ажиотажный спрос на зеленое оформление как частных, так и общественных пространств.

– К нам регулярно обращаются частные и городские организации за услугами по озеленению. В этом году спрос вырос вдвое – такое ощущение, что все хотят тратить деньги только на ландшафт, чему мы, безусловно, рады, – подчеркнул бизнесмен.

Резко возросший интерес к зелени Евгений Зинченко связал со спецоперацией, из-за которой закрылись границы и воздушные пространства. Люди стали больше времени проводить дома и в родном городе.

– Думаю, частные компании и отдельные обеспеченные омичи стали больше заниматься озеленением из-за закрытия границ. Люди стали массово скупать дачные домики, и у нас много заказов на озеленение территории. Не отстают по заказам  коммерческие структуры. Может, так совпало, что всех привлек ландшафтный дизайн, или надо осваивать деньги, не знаю. Причин может быть много. Но факт остается фактом – обращений стало намного больше. Вообще это общемировой тренд – интерес к экологии, к улучшению воздуха: чем больше деревьев, тем лучше, – говорит предприниматель.

Руководитель фирмы признался – дендрологов в штате их организации нет. По глубокому убеждению Зинченко, больные деревья, даже имеющие некую ценность для города, нужно рубить. Это вопрос безопасности.

– У нас общественность в принципе против сноса деревьев. Но такие зеленые насаждения представляют опасность для окружающих. Если тополь упадет на машину, владелец транспортного средства возмутится. А еще неделю назад он выступал за его сохранение, – говорит эксперт.

Шаровидные ивы на Любинском проспекте были больными, и их срубили

В качестве примера глава компании «Братья Грин» привел ситуацию с реконструкцией Любинского проспекта к 300-летию города. Большую часть деревьев там пришлось убрать.

– Общество меряет благоустройство категориями «было/стало». Но сохранение деревьев там было технически невозможно. Что могли, то оставили. Из 25 ив здоровыми были только 7. Мы высадили новые шаровидные ивы, добавились еще цветы и кустарники, – напомнил Зинченко.

Мнение эколога: омичи заметили «лысеющие» парки

Известный омский эколог, профессор ОмГУПС  Сергей Костарев уверен: горожане начали бороться за сохранение деревьев, поскольку стали замечать массовую вырубку растительности.

– Во-первых, действительно слишком много и часто сейчас стали рубить зеленые насаждения. Это началось не год-два назад, а в середине 2000-х, когда шло освоение парков, скверов, территорий вдоль дорог. Во-вторых, интерес к экологии, рост сознательности в этой сфере – общемировая тенденция. Нарастает интерес к своему здоровью. В-третьих, само благоустройство территорий идет в ущерб для растительности. Омичи это видят. И, в-четвертых, людям стало негде гулять с детьми, – перечислил факторы Костарев.

Эксперт считает, что благоустройство парков и скверов в Омске делается неправильно.

– На «Зеленом острове» установили местный «Дисней-лэнд» с аттракционами, нанеся ущерб окружающей среде. И так по всему городу. В зеленых уголках природы, предназначенных для отдыха, делают парковки, развлечения, спортивные площадки. Ради частной прибыли город теряет места для прогулок. Вариантов благоустройства территорий десятки, а у нас реализуется один, – негодует он.

Мнение психолога: «друидизм» как способ избавления от стресса

Психологическое объяснение «друидизму» по-омски дал врач-психотерапевт, бизнес-тренер Олег Перевалов. Он предположил, что, защищая деревья и занимаясь их высадкой, омичи борются со стрессом, которого сейчас много из-за нестабильной эпидемиологической и геополитической ситуации.

–  В последнее время в мире и в стране происходят события, когда от людей ничего не зависит. Сначала ковид, потом спецоперация погрузили нас в состояние стресса, выбраться из которого прежними способами уже невозможно. Чувство неопределенности неуклонно растет, и как один из выходов – заняться благоустройством дома, обратить внимание на зелень и деревья во дворе. Это помогает справляться со стрессом, – отметил психотерапевт.

У каждого своя причина бороться за дерево. Для кого-то оно ассоциируется с молодостью, для кого-то с дорогими воспоминаниями.

– Как вариант, люди стремятся вернуть Омску звание города-сада. Потому что в советское время это был не город котиков или небоскребов, а место сосредоточения огромного количества парков и скверов, – напомнил Олег Перевалов.

Почему деревья не дают покоя омичам?

Подытоживая сказанное, можно прийти к выводу, что причин для любви к растительности у омичей хоть отбавляй. Это и забота об экологии, и борьба за места для прогулок, и желание видеть качественное благоустройство в городе. В последние годы серьезным фактором становится механизм вытеснения глобального стресса из-за происходящих в мире событий.

Но вот парадокс: защищая деревья, омичи лишь фрагментарно прикладывают усилия для улучшения общественных территорий: тысячи людей откликаются на призыв прийти и посадить дерево, но следить за ним готовы единицы. При этом омичи готовы вкладываться в улучшение личного пространства – работы у ландшафтных дизайнеров прибавилось в разы.

1812Елена Ляхова