Поиск

Пока в «свободном мире» гнобят все русское, в Омске стартует фестиваль новой музыки, включающий произведения композиторов из США и Европы.

С началом событий на Украине на Западе начались гонения на деятелей культуры с мировым именем. Среди пострадавших маэстро Валерий Гергиев и виртуоз Денис Мацуев, оперная дива Анна Нетребко, 20-летний пианист-вундеркинд Александр Малофеев и многие другие.

Остракизму подвергаются не только наши современники из России, но и классики. Из театральных афиш спешно вымарываются спектакли по пьесам Чехова, а кое-где попытались «отменить» и Достоевского.

Подобные проявления русофобии мы попросили прокомментировать художественного руководителя и главного дирижера Омского академического симфонического оркестра Дмитрия Васильева.

– От русских артистов на Западе ждут публичного осуждения политики нашей страны. И перед теми, кто отказывается это делать, закрывают все двери. Артисты, имеющие контракты, строящие карьеру за рубежом, оказываются перед выбором: либо предать свою страну, либо потерять очень многое. Конечно, эта ситуация совершенно неприемлемая и ненормальная. Ничего подобного близко невозможно было себе представить даже в разгар холодной войны между Западом и СССР.

Ни Валерий Абисалович Гергиев, ни Денис Мацуев, как и многие другие наши музыканты, не пошли на поводу у этой публики. Где-то Достоевский оказался вне закона, кто-то убирает из репертуара произведения Чайковского... Это безумная истерия, ненависть ко всему русскому. В это трудно поверить, но я сам читал открытое письмо польских филармоний и концертных организаций, где было написано, что они, во-первых, исключают из репертуара произведения русских композиторов; во-вторых, расторгают отношения с теми артистами, которые публично не осудили правительство России. К сожалению, это не домыслы.

Однако на Западе немало и здравомыслящих людей, которые, конечно, не собираются «отменять» русскую классику. Например, Ассоциация британских оркестров выступила против бойкота русских классических композиторов. На днях разговаривал со знакомым немецким пианистом, он прекрасно понимает, что происходит. До чего нужно дойти, чтобы запрещать музыку композиторов, которые умерли больше 100 лет назад и давно являются частью мировой культуры! Давайте вспомним, что во время Великой Отечественной войны в нашей стране, в тяжелейшее время, исполнялись произведения великих немецких композиторов. Классические оперетты, написанные на немецком языке, в переводе на русский, исполнялись в блокадном Ленинграде. Конечно же, со стороны России никаких «симметричных» ответов быть не может. Русская культура всегда в себя впитывала самые разные культуры, и с Запада, и с Востока, и именно этим мы сильны.

Так, на VI Фестивале новой музыки «Ярость и радость», который пройдет в Омске с 16 по 31 марта, будет звучать музыка американского, канадского, израильского, мальтийского композиторов, много разной музыки из разных стран. И все это очень актуально, начиная от открытия фестиваля, где прозвучит яростная симфония Джона Корильяно. Могу сказать, что этой симфонией мы прощаемся с ушедшим старым миром, ностальгируем по этому удобному, комфортному миру со свободой передвижения, где, как нам казалось, были идеалы демократии, свобода слова. А закрываем фестиваль произведением, которое называется «Рикошет». Это очень необычное сочинение для скрипки, ударных и пинг-понга с оркестром. «Рикошет» тоже очень символическое название. Мир сейчас настолько един, что, сделав больно одному, рикошетом прилетит другому. Любопытно, что это сочинение посвящено событиям 50-летней давности, когда команда американских теннисистов впервые прибыла в Китай, чтобы сыграть с китайской командой. И с этой игры в пинг-понг началась разрядка в отношениях между коммунистическим Китаем и США. Надеемся, что и мы вернемся когда-нибудь к нормальному сотрудничеству с Западом.

Ольга Ложникова

1112

Пока в «свободном мире» гнобят все русское, в Омске стартует фестиваль новой музыки, включающий произведения композиторов из США и Европы.

С началом событий на Украине на Западе начались гонения на деятелей культуры с мировым именем. Среди пострадавших маэстро Валерий Гергиев и виртуоз Денис Мацуев, оперная дива Анна Нетребко, 20-летний пианист-вундеркинд Александр Малофеев и многие другие.

Остракизму подвергаются не только наши современники из России, но и классики. Из театральных афиш спешно вымарываются спектакли по пьесам Чехова, а кое-где попытались «отменить» и Достоевского.

Подобные проявления русофобии мы попросили прокомментировать художественного руководителя и главного дирижера Омского академического симфонического оркестра Дмитрия Васильева.

– От русских артистов на Западе ждут публичного осуждения политики нашей страны. И перед теми, кто отказывается это делать, закрывают все двери. Артисты, имеющие контракты, строящие карьеру за рубежом, оказываются перед выбором: либо предать свою страну, либо потерять очень многое. Конечно, эта ситуация совершенно неприемлемая и ненормальная. Ничего подобного близко невозможно было себе представить даже в разгар холодной войны между Западом и СССР.

Ни Валерий Абисалович Гергиев, ни Денис Мацуев, как и многие другие наши музыканты, не пошли на поводу у этой публики. Где-то Достоевский оказался вне закона, кто-то убирает из репертуара произведения Чайковского... Это безумная истерия, ненависть ко всему русскому. В это трудно поверить, но я сам читал открытое письмо польских филармоний и концертных организаций, где было написано, что они, во-первых, исключают из репертуара произведения русских композиторов; во-вторых, расторгают отношения с теми артистами, которые публично не осудили правительство России. К сожалению, это не домыслы.

Однако на Западе немало и здравомыслящих людей, которые, конечно, не собираются «отменять» русскую классику. Например, Ассоциация британских оркестров выступила против бойкота русских классических композиторов. На днях разговаривал со знакомым немецким пианистом, он прекрасно понимает, что происходит. До чего нужно дойти, чтобы запрещать музыку композиторов, которые умерли больше 100 лет назад и давно являются частью мировой культуры! Давайте вспомним, что во время Великой Отечественной войны в нашей стране, в тяжелейшее время, исполнялись произведения великих немецких композиторов. Классические оперетты, написанные на немецком языке, в переводе на русский, исполнялись в блокадном Ленинграде. Конечно же, со стороны России никаких «симметричных» ответов быть не может. Русская культура всегда в себя впитывала самые разные культуры, и с Запада, и с Востока, и именно этим мы сильны.

Так, на VI Фестивале новой музыки «Ярость и радость», который пройдет в Омске с 16 по 31 марта, будет звучать музыка американского, канадского, израильского, мальтийского композиторов, много разной музыки из разных стран. И все это очень актуально, начиная от открытия фестиваля, где прозвучит яростная симфония Джона Корильяно. Могу сказать, что этой симфонией мы прощаемся с ушедшим старым миром, ностальгируем по этому удобному, комфортному миру со свободой передвижения, где, как нам казалось, были идеалы демократии, свобода слова. А закрываем фестиваль произведением, которое называется «Рикошет». Это очень необычное сочинение для скрипки, ударных и пинг-понга с оркестром. «Рикошет» тоже очень символическое название. Мир сейчас настолько един, что, сделав больно одному, рикошетом прилетит другому. Любопытно, что это сочинение посвящено событиям 50-летней давности, когда команда американских теннисистов впервые прибыла в Китай, чтобы сыграть с китайской командой. И с этой игры в пинг-понг началась разрядка в отношениях между коммунистическим Китаем и США. Надеемся, что и мы вернемся когда-нибудь к нормальному сотрудничеству с Западом.

Ольга Ложникова

1112