Джуны, мидлы, сеньоры и тимлиды. Кто, где и сколько заработает?
Общество  •  СИ «Омск Здесь»  6 августа 2023, 10:12  •  печать

Джуны, мидлы, сеньоры и тимлиды. Кто, где и сколько заработает?

Зачем программистов делят на "касты", что об этой градации говорят сами айтишники и, самое главное, сколько платят разным специалистам? О том, как мир информационных технологий выглядит изнутри, читайте в новом выпуске нашей рубрики "Войти в IT".

В рубрике "Войти в IT" мы часто упоминаем джуниоров (Junior), мидлов (Middle) и сеньоров (Senior) - так принято характеризовать уровень подготовки разработчиков от новичков в профессии до суперспециалистов. Но есть ещё и категория тимлид (teamlead), занимающая особое место и в иерархии специалистов, и в зарплатной сетке.

Сегодня мы подробнее расскажем, почему существует такое "неравенство" в мире IT и как к нему относятся сами разработчики. А также узнаем, сколько зарабатывают специалисты в области создания программного обеспечения разного уровня.

Значение слов можно посмотреть в нашем специальном словаре.

А дальше - история про то, что в эти понятия вкладывают сами разработчики.

Герой предыдущего выпуска рубрики бэкенд-разработчик Алексей Кулишкин в компании Gems developement занимает позицию мидла, но сам себя оценивает как начального мидла или очень крепкого джуна.

- Это абсолютно абстрактное разделение, оно субъективно для каждого человека. Обычно твою позицию определяют либо руководители компании, в которой ты работаешь, либо просто авторитетные представители сообщества. На мой взгляд, джун - это начальный разработчик, который освоил базу, "зелёный" специалист. Не надо думать, что это бесполезный разработчик, - он может и умеет выполнять задачи, но под чьим-то надзором. Ты не можешь просто дать ему набор заданий и сказать "сделай", ему надо помогать. Что касается мидла, то этот разработчик может выполнять поставленные задачи самостоятельно, без контроля извне. Он сам разберётся, договорится, определится. Сеньор - это уже суперкрутой специалист в какой-то узкой области. Он видит продукт глобально, а не только его отдельные части, и уже на старте понимает, что необходимо сделать, чтобы получить планируемый результат. Иногда увидеть картину целиком сложно даже опытному разработчику, поэтому некоторые мидлы никогда не становятся сеньорами, - пояснил "Омск Здесь" Алексей Кулишкин.

В целом среди разработчиков разделение на статусные позиции считается достаточно условным и может варьироваться в проектном режиме. Об этом говорит ещё один из героев нашей рубрики - Unity-разработчик gamedev-студии GameGears (Кипр) Александр Шмидтке.

- У нас в компании по классификации всё довольно условно (при этом сам Александр занимает позицию сеньора - прим. ред.). Явного грейда нет. Каких-то определённых критериев тоже нет. Но такое разделение иногда необходимо, чтобы условно оценить уровень кандидата, но это редко и вообще как будто и не нужно. Границы размыты и зависят ещё и от конкретного проекта, - уточнил Александр.

- В разных компаниях своя квалификация. Часто создаются определённые роли внутри, где только сеньор делает ревью и где для джуна есть свои задачи. Разделение на все эти позиции - это что-то вроде звания внутри компании. Ну и когда берут на работу именно сеньора, а не мидла, то, вероятно, у компании уже сформирована определённая роль для него, - делится опытом разработчик Анатолий, работающий в Европе.

- Сеньор - это всё же тот человек, который может продумать последовательность задач на год вперёд таким образом, чтобы максимально избежать ошибок. Он может прочитать геймдизайн-документ (ГДД) и сразу выдать геймдизайнеру (ГД) ряд провокационных вопросов о будущей фиче и о её интеграции с проектом в целом. Опять же, чтобы избежать переделок и промежуточных версий, - поделился ещё один специалист на условиях анонимности.

По мнению СЕО Antro Евгения Князева, подобное разделение возникло просто потому, что это упрощает коммуникацию, позволяет оптимизировать процесс формирования проектной команды, а ещё и заставляет самого соискателя максимально трезво оценивать свои силы.

- Человеческий мозг любит, когда есть какие-то категории и в них можно кого-нибудь запихать, просто ему так проще воспринимать. Поэтому и возникла история с джунами, мидлами и сеньорами. Такая градация часто используется в сообществе. Но сейчас уже этого не хватает, и появляются промежуточные варианты: мидл+/мидл-, джун+/джун-, Middle to Senior, как в школе 5+/-, 3+/-. С одной стороны, эта штука является средством для коммуникации, с другой - у неё есть свои минусы. По сути, эта иерархия не даёт конкретики. Но самый главный минус в том, что джун, мидл, сеньор в зависимости от компании имеют разные компетенции. И далеко не факт, что человек, занимающий позицию мидла в одной организации, сможет претендовать на неё в другой. Потому что различаются стеки, задачи, используются разные инструменты. Но очевидно, что от этой системы разделения сообщество не планирует уходить, - подчеркнул Евгений Князев.

В подавляющем большинстве случаев над проектом работает команда специалистов. И как любому другому коллективу, команде разработчиков нужен лидер. Именно им и является тимлид.

Это не столько должность, сколько роль неформального руководителя команды программистов. Лидер команды должен обладать навыками первоклассного разработчика и хорошего менеджера. Он руководит командой и координирует её работу, организует обучение разработчиков, может взаимодействовать с заказчиком в качестве эксперта, представлять интересы команды при необходимости.

- Это старший товарищ, пример для подражания, технический эксперт, менеджер команды, специалист по развитию персонала и по межкомандному взаимодействию и, конечно же, разработчик ПО - всё в одном лице. Он выполняет функции посредника между своей командой и руководством компании, между своей командой и заказчиками, - объяснил суть своей работы разработчик-эксперт, лидер одной из команд Gems development Дмитрий Ульянов. - Обычно руководитель-менеджер стоит над командой и только раздаёт задачи, а тимлид является её лидером и неотъемлемой частью одновременно, поскольку тоже пишет код. И даже подходы к распределению задач у менеджера и лидера разные. Например, часть моей работы - заряжать людей, искать вектор для их развития. Поэтому, если какому-то человеку не хватает компетенций, я могу дать задачу, которая поможет ему прокачаться именно в этой области. При этом на решение такой задачи у него уйдёт гораздо больше времени, и он будет со мной консультироваться, тратя и моё время тоже. Но зато он в ней разберётся и в будущем уже сможет справляться с подобными задачами самостоятельно. Обычный менеджер на моём месте поступил бы по-другому: отдал задачу тому, кто выполнит её лучше и быстрее всех.

- Тимлид похож на садовника, который выращивает коллектив, но в процессе должен выдавать и конкретный результат: два ящика помидоров, три ящика морковки и так далее, - привёл аналогию ведущий разработчик Gems development Дмитрий Передера.

Стать тимлидом, уверяют наши собеседники, можно двумя способами. Или ты показываешь себя хорошим экспертом и лидером в команде, зарабатываешь авторитет, и тебя признаёт команда, а вслед за ней и руководство. Или ты начинаешь новый проект, тебе в команду дают людей - тут ты в 90 % случаев автоматически становишься лидером. При этом не каждый сильный разработчик может стать тимлидом:

- Здесь в первую очередь важны лидерские качества. Тимлид поддерживает здоровую атмосферу в команде, выступает в качестве балансира, помогает членам команды принимать решения. Хороший тимлид развивается вглубь в своём узком профиле, наращивает лидерские качества и параллельно осваивает и другие компетенции, чтобы понимать специфику работы коллег. Если тимлид - самый сильный разработчик, но не умеет распределять обязанности, если он постоянно говорит "давай я лучше сам сделаю", то из лидера команды он превращается в лошадь, на которой едут. Тимлид должен помнить, что он работает в команде экспертов, и не бояться доверять им сложные задачи, - пояснил Дмитрий Передера.

С иерархией разработчиков разобрались, теперь пришла пора узнать, сколько они могут получать. И у нас в России, и в других странах, по сути, зарплатная вилка зависит от компании, типа предлагаемого продукта и от языков программирования, на которых идёт разработка. И только потом от позиции, которую занимает тот или иной разработчик.

- На зарплату влияет достаточно много вещей, непосредственно связанных с организационными позициями самой компании, в которую ты планируешь идти. Понятно, что в условном "Авито" будут платить больше, чем в маленьком новом агентстве в Тюмени. Потому что у одних ребят очень много денег, у других - ещё очень мало денег. Если полностью забыть, что есть разные компании, с разными финансовыми возможностями, то ключевые параметры это опыт непосредственно в коммерческой деятельности, вопрос релевантности этого опыта. Также влияет на зарплату вопрос умения обучать, работать над оптимизацией процесса, делать вещи, которые требуют Soft skills. Вопрос образования идёт далеко от этого, - считает Евгений. - Лично для меня неважно, окончил человек вышку по менеджменту или по графическому дизайну, если после этого он уже 10 лет занимается разработкой и прекрасно с этим справляется. По факту всё решается на первом и техническом собеседованиях. Только теоретическая база не даёт реального профита. Учиться можно по-разному. Важен опыт, то, что человек умеет делать. И чем выше позиция, тем больше требований и задач, которые он должен уметь выполнять - за это компании готовы платить.

Согласно информации, полученной от HR-специалиста, работающего в Европе, зарплата там зависит от уровня, глубины опыта, особенностей задач. Медиана текущих зарплат, например, Unity-разработчиков (сколько ребята получают в компаниях против желаемых зарплат при переходе в другую организацию) выглядит так:

- Ещё необходимо понимать, что в компаниях есть разное соотношение оклада и социальных бенефитов, материальных бонусов. Бывает ниже оклад, но обширная программа компенсаций, или высокая зарплата и бонусы сверху. Правда, в таких компаниях и высокие требования к опыту, а задачи могут быть неинтересными. Всё очень индивидуально, и стоит подбирать лично под себя, - пояснил HR.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что для самих программистов не столь важно разделение на джунов, мидлов и сеньоров. Это необходимо лишь для того, чтобы понимать, без особого объяснения, кто на что способен и каков уровень специалиста в конкретной компании. А также для упрощения определения уровня зарплаты. Она, в свою очередь, зависит от финансовых возможностей компании, поставленных задач, сложности их выполнения и реальных компетенций специалиста.

Словарь терминов Словарь терминов Словарь терминов Словарь терминов Словарь терминов Словарь терминов Словарь терминов Словарь терминов Словарь терминов Словарь терминов Словарь терминов Словарь терминов Словарь терминов Словарь терминов
1 / 14  •  Словарь терминов

Вы можете освежить в памяти информацию о том, кому отдают предпочтение работодатели, если речь идёт о начинающих айтишниках. Как поработать над своими мягкими навыками, которые так необходимы программистам. UX/UI-дизайнер Gems development Евгений Аношин рассказал о том, зачем действующим программистам нужна прокачка. Выяснили, где и как студенты-айтишники могут устроиться на работу сразу после получения диплома.

Вместе с деканом ФЦТК ОмГУ Александром Кабановым мы покопались в стереотипах об айтишниках и поняли, что нужно делать. У Unity-разработчика (senior) с Кипра узнали кто такие зомби-программисты. Опросили 33 айтишника, где и как они учились, а после составили рейтинг учебных заведений. Может ли айтишник избежать ошибок в работе, узнали у директора по маркетингу компании "Лайв Тайпинг" Евгения Бойченко.

Изображения созданы с помощью Midjourney

Читайте также