Это школа не про гайки, а про концепт. Как в Омске вырастить маленького архитектора
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 14 апреля 2023, 17:14  •  печать

Это школа не про гайки, а про концепт. Как в Омске вырастить маленького архитектора

За разговорами об архитектуре неизбежно появляется вопрос, а как, собственно, стать архитектором? С чего начать? Ответы знает преподаватель архитектурного отделения ДХШ № 1 имени Саниных Татьяна Пшикова. Она стала гостьей видеоподкаста "Зерно архитектуры", совместного проекта "Омск Здесь" и Skuratov Coffee, и поговорила с автором и ведущей Алиной Бегун.

ВЗРОСЛОЕ УВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

В своё время, в 70-90-х годах, ещё когда директором школы был Владимир Купцов (возглавлял ДХШ в 1974-2001 годах, - прим. ред.), он всё хотел открыть архитектурное отделение, даже проводились встречи с архитекторами Омска, но дальше это не пошло. Уже в 2006 году, когда Валерий Валентинович Тимофеев был директором, решили эту идею возродить. На тот момент Екатерина Валерьевна Петелина (преподаватель, член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) и волонтёрского реставрационного движения "Том Сойер Фест" в Омске, - прим. ред.) попробовала взять нескольких детей и, скажем так, в игровой форме сделать архитектурные проекты. Дальше - больше. Они выиграли в международном конкурсе имени Якова Чернихова в Москве.

 

Вот и как-то всё зародилось, посмотрели, что всё это возможно делать, и начали выстраивать отделение. В начале пути много было взято от школы "Старт", которая находится в Москве (детская школа искусств архитектурно-художественного профиля, созданная при Союзе архитекторов России, - прим. ред.). Мы начали брать оттуда какие-то задания, опыт уже своей наработки был. И потом, когда ввели федерально-государственные требования в 2013 году, нам пришлось подстраиваться под них. Сейчас у нас предпрофессиональная программа пятилетнего обучения.

Преподаватель архитектурного отделения ДХШ №1 имени Саниных Татьяна Пшикова

МАМА, Я ХОЧУ БЫТЬ АРХИТЕКТОРОМ

На момент поступления, 1 сентября, ребёнку должно быть 10-12 лет. Если младше - есть подготовительные курсы. У нас обязательны вступительные экзамены, потому что конкурс приличный что на живопись, что на архитектуру. На экзаменах рисунок, архитектурная композиция, небольшая тестовая часть. Смотрим, насколько ребёнок может мыслить таким образом, с которым мы сможем работать. Потому что некоторые дети конкретно живописцы - ничего ты с ними не сделаешь. Мы это можем увидеть.

Какие-то дети сознательно в 11 лет уже говорят: "Я хочу быть! Всё! Моё!". Где-то именно родители: "Вот знаете, вот он у нас так лепит хорошо, из бумаги так делает". Мы можем ответить только: посмотрим, как он это делает.

Я всегда у всех спрашиваю: "Ребята, вы почему архитектуру выбрали? Давайте честно". Мне все в один голос говорят: "Я не люблю красками работать, люблю карандашом". Я говорю: "Я тебя сейчас огорчу - у нас живопись 4 года. Мы всё равно будем проходить базовые вещи, как на живописи". Почему такой стереотип у детей уже третий год подряд, я не понимаю.

Поскольку в Омске как таковой архитектуры нет, наши выпускники на дизайнера могут пойти учиться. Это либо СибАДИ, либо политех, либо пед. Очень многие в Новосибирске поступают.

ОТ ИГРЫ ДО СЕРЬЁЗНОГО ПРОЕКТА

Первый, второй год обучения состоят больше из игровых элементов. У нас даже есть задание "Игра в дизайнера". Дети должны найти себе источник вдохновения, к примеру какое-то растение. Мы его отрисовываем, стилизуем, трансформируем. Может, это будет кресло в виде монстеры (вечнозелёная лиана с крупными резными листьями, - прим. ред.). Кажется, что примитивные вещи, но дети начинают на совершенно обыденные предметы смотреть с другой стороны: "Ага, если ножки приделать, оказывается, оно ещё и бегать будет!" Ты их как бы подталкиваешь, но получается классное обоюдное развитие.

 

Есть, конечно, живопись, рисунок, объёмно-пространственная композиция, архитектурно-художественное проектирование, изобразительная грамотность, художественные материалы и технологии, черчение, компьютерная графика, история искусств и архитектуры. На каждом году обучения свои предметы: какие-то заканчиваются, какие-то начинаются.

Показываем и градостроительство. Омск такой, Питер такой, а Париж такой. Урбанистикой занимаемся хотя бы минимальной. Но мы не ставим задачи: сделай ровненько и чётко. Мы их учим, как лист собирать графически правильно, где композиционный центр у этого листа будет, на что обратить внимание. Как концепция. Поначалу невысокий уровень, но в итоге в пятом классе дети выдают такие работы, что это сопоставимо с вузом.

У нас в программе нет такого: "Вот ребята, тут такие гайки, а тут такие сваи". Нет, они должны концепт больше делать. Они не инженеры, они архитекторы.

Новые вещи какие-то включаем в программу. У меня дети увидели, как другие ребята на живописи делают линогравюру. Они всё спрашивали: "А что это такое? А мы будем это делать?". Я говорила, что у нас нет такого в программе. Они: "Но это же интересно". Я подумала и согласилась, книжная графика тоже может к нам относиться, мы же работаем со шрифтом. И мы делали экслибрис (уникальный знак, указывающий владельца книги, - прим. ред.). Вырезали на линолеуме, прокатывали на печатном станке. Им от этого классно и здорово.

Ближе к старшим классам больше времени отводится на проектирование. В том году мы очень хорошо обновили компьютерный класс. Там теперь стоят мощные компьютеры с очень хорошей видеокартой, любой игрок позавидует нам.

НЕШАБЛОННОЕ ВИДЕНИЕ

У меня девочка делала авиационное училище имени Экзюпери (французский писатель и профессиональный лётчик, - прим. ред.). Она прочитала, что он отучился в авиационном училище, и сделала проект с отсылкой к "Маленькому принцу" и всем его произведениям. Цвет, стилизация, благодаря которым мы понимаем, о чём идёт речь.

Или, например, школа имени художника Анри Матисса. Здание стандартной формы, но внутри аквариум с красными рыбками (картина "Красные рыбки" - одна из самых узнаваемых работ художника в стиле фовизма, для которого характерны яркость красок, нарочитая грубость форм, широкие мазки, - прим. ред.). Вот таким образом мы "вытаскиваем" из детей идеи.

 

Где-то это проекты-реконструкции. Например, Екатерина Петелина очень много говорит про деревянное зодчество, про омский модерн, ездит и показывает детям, где какое здание было. Кто-то с офисными объектами связывает работы: у нашего отделения окна с видом на Левый берег, и ребёнок смотрит, что бы там бы "встало". Для кого-то важны концептуальные эфемерные вещи, а кто-то делает компьютерные игры. Вот девочка два года назад целый "мир" создала. Кто-то отталкивается от социального значения. В том году выпускник делал проект "Место для выгула собак". Ну вот любит ребёнок собак. У каждого своё.

Я, допустим, даю ещё какие-то специфичные вещи в зависимости от того, какой проект. Три года назад мальчик делал офисные здания по Питу Мондриану (нидерландский художник, один из основоположников абстракционизма, - прим. ред.). Он чуть ли не шахту лифта рисовал в разрезе здания. Начинаешь объяснять, что так это не выдержит. Кому интересно, показываешь. С кем-то мы даже строили в Archicad (программный пакет для архитекторов, - прим. ред.).

Всё равно не все выйдут архитекторами. Кто-то занимается просто для развития, кому-то это интересно - почему нет? Мы готовы выдать информацию, может, кому-нибудь это и пригодится в будущем.

 

С ОГЛЯДКОЙ НА СОСТОЯВШИХСЯ АРХИТЕКТОРОВ

Мы сотрудничаем только с некоторыми архитекторами. Допустим, выпускник отделения Смирнов Дмитрий - омский урбанист. Мы его приглашали в жюри конкурса по аппликации и макетам в прошлом году. Он также приходил к выпускникам, помогал, консультировал.

Мы только за, если бы существующий заказчик привлёк нас к какому-то реальному заказу. Потому что некоторые наши выпускные проекты взрослые и серьёзные.

Ещё есть хороший проект "Том Сойер Фест", где наши дети стабильно участвуют. Все эти штучки выкрашивают, клеят, пол-лета занимаются этим всем. Это тоже как элемент сотрудничества. И родители с детьми вместе приходят, помогают. Очень хорошая практика, когда ребёнок может ещё и прикоснуться к этому, почувствовать себя настоящим реставратором. Причём никто там с палками не стоит.

По поводу омской архитектуры я стараюсь своё мнение не высказывать. Я им расскажу, покажу, но навязывать своё личное мнение не буду. Они должны сами определить, что им нравится. "Я это всё снесу и сделаю то, что мне надо", - есть такие, да. А кто-то скажет: "Да как? Вы что? Это же такое здание…". Они оба будут правы.

СЕБЯ ПОКАЗАТЬ, ДРУГИХ ПОСМОТРЕТЬ

Для архитекторов мало конкурсов, но мы стараемся всё равно участвовать. У нас стабильно дипломы Союза архитекторов, просто дипломы. В новосибирском конкурсе "Дом хрустальный" из 10 работ, которые мы отправили, отметили семь. В московском конкурсе "Зодчество" каждый год участвуем, в тюменском - "Золотая АрхИдея". Их мало, но они такие - значимые.

 

В соцсетях много работ выставляем. Две большие офлайн-выставки, касающиеся именно архитектуры, проходили в 2016 году в Доме художника. Во Врубеля - "Праправнуки худпрома" в 2021-м. Были показаны как шуточные проекты, так и серьёзные, и ручной графики, и компьютерной.

С 11 апреля идёт отчётная городская выставка "Симфония цвета" детских художественных школ в выставочном зале омского отделения Союза художников. Там номинация "Архитектура". Мы ежегодно участвуем как проектами, так и макетами. Приходите, смотрите, вдохновляйтесь.


Этот и другие выпуски видеоподкаста "Зерно архитектуры" смотрите и слушайте здесь. А ещё больше подкастов на самые разные темы можно найти тут

Фото: скриншот видеоподкаста "Зерно архитектуры", Елизавета Медведева

Читайте также