Коллаж – шарики

Орфей для омских режиссёров. «Несломленный» знакомит с другим Карбышевым

0 2


Еженедельник “Аргументы и Факты” № 50. АиФ в Омске № 50 15/12/2021

Орфей для омских режиссёров. «Несломленный» знакомит с другим Карбышевым

Конец ноября стал знаменательным для областного «12 канала». Кинолента, рассказывающая о судьбе легендарного генерала Дмитрия Карбышева, жизнь которого тесно связана с Омском, была признана лучшей в телевизионной премии «ТЭФИ-Регион».

Престижная награда для фильма «Несломленный», над которым работала огромная команда во главе с авторами Андреем Кирилловым и Светланой Лазаревой, стала по-настоящему приятным сюрпризом и достойной оценкой труда. Редакции «АиФ в Омске» Андрей Кириллов рассказал о секретах работы над фильмом, о том, каково держать в руках статуэтку от скульптора Эрнста Неизвестного, а также поделился, какими работами режиссеры порадуют омских зрителей в скором времени.

Съёмки в пандемию

Юлия Истомина, «АиФ в Омске»: Андрей, расскажите, с чего началась подготовка к фильму «Несломленный»? Сложно было отыскать всю необходимую информацию, неизвестные факты о Карбышеве?

Орфей для омских режиссёров. «Несломленный» знакомит с другим Карбышевым

Статья по теме

Когда кино без фальши. Разговор о современной документалистике

Андрей Кириллов: Когда я приступил к поиску материалов, то сначала в интернете встречал только всем известный стандарт о Дмитрии Карбышеве… До того момента, пока я не углубился в поиски и не нарвался на мемуары – довольно серьёзную работу, подготавливать которую помогали и историки, и офицеры, и очевидцы. Когда мы их прочитали, стало понятно, что история о Карбышеве, с которой мало кто знаком, непридуманная и многогранная. В мемуарах было много интересных моментов, за которые мы могли зацепиться. И мы, как киношники, выбрали для себя самые выигрышные.

– Почему для вас было важно показать не только военную деятельность, но и детство, любовную историю Дмитрия Карбышева?

– А что, человеческое ему чуждо? Он обыкновенный человек, как и все. Если рассказывать про судьбу человека, то нужно начинать, конечно, с детства.

– Открыли ли вы для себя военачальника с новой стороны в процессе работы над фильмом?

– Мы с командой глубже узнали об этом человеке: не только о его профессиональной и служебной биографии, но и о каких-то моментах личной жизни, которые описаны в мемуарах, о его друзьях, о тех, с кем Карбышев встречался.

Историки же, как правило, берут конкретные, жёсткие и доступные для всех факты, а вся лирика остаётся неизвестной… У меня вызвало удивление, что люди, с которыми он встречался по жизни – это очень большие исторические личности. И во всех судьбоносных моментах в истории нашей страны, везде в архивах и документах представляются именно эти люди, а Карбышев стоит где-то 15-м слева. При этом он участвовал в событиях революции, Первой мировой и Гражданской войны и многих других важных страницах нашей истории. Доля вклада Карбышева во все эти победы и достижения есть, и она большая. Обидно, что об этом никто не знает.

Орфей для омских режиссёров. «Несломленный» знакомит с другим Карбышевым

В фильме зрители смогли увидеть, каким Карбышев был в обычной жизни. Фото: 12 канал

– Сколько времени заняла работа над фильмом?

– На такие проекты обычно даётся год.

– А вы успели выпустить картину в этот срок?

– Нет, мы не уложились, так как снимали в самый тяжёлый пандемийный год, когда все сьёмки в стране были заморожены. Но мы рискнули…

Понятно, что это было медленно и мучительно. Решение организационных вопросов, а потом ещё и актёры начали уходить на больничные. Приходилось останавливать съёмочный процесс и ждать, пока актёр отлежится в больнице и восстановится после болезни.

Театр и кино

– Знали ли вы сразу, что определённый актёр должен сыграть ту или иную роль в «Несломленном»? Или решение приходило только в процессе проб?

Орфей для омских режиссёров. «Несломленный» знакомит с другим Карбышевым

Статья по теме

Кино из жизни. Омский режиссёр Яна Мартынец – о нюансах профессии

– Скажу честно, я не театрал, и по театрам хожу нечасто. Но в силу своей телевизионной работы я часто встречаюсь с актёрами разных театров. К тому же у нас уже был первый проект, документальный фильм «По следам «Чёрной кошки». Так как я коренной омич, то с некоторыми актёрами я просто давно дружу.

Сложно было с главными героями. Хотелось бы, чтобы это был один человек, но мы поняли, что никаким гримом не получится состарить человека с 20 до 60 лет. Такой ход состаривания, он, скорее, сериальный, там это незаметно, а у нас фильм. Поэтому и пришлось вводить двух актёров: один – молодой, весёлый, яркий гусар, который ничего не боится, а второй – уже философ.

– Сколько человек было задействовано в съёмочном процессе?

– Очень большое количество. У нас только актёров около 50 было занято, если не больше. А ещё массовка, съёмочная группа, те, кто решал организационные вопросы. Потихоньку, эпизод за эпизодом, работает много человек.

– Строгий ли вы режиссёр?

– Нет, я не строгий. Мы же понимаем, чем занимаемся. С нашими актёрами мы должны быть на одной волне. Иногда, конечно, бывало, что кто-то приходит неподготовленным, с невыученным текстом. Но мы не Голливуд, и у нас не миллионные контракты с актёрами, поэтому относимся к таким моментам с пониманием.

– Есть ли разница между театральным актёром и актёром кино?

– Разница большая. Съёмочный процесс очень плотный, интимный. Мы снимаем на площадке три на три метра. Все чуть ли не в обнимку друг с другом разговаривают, и зритель при просмотре фильма наблюдает за происходящим как будто из-за угла. А в театре актёры привыкли, что они находятся на расстоянии, пожалуй, десяти метров от первого ряда. Там никто не заметит, куда дёрнулся уголочек рта, как моргнуло веко, не увидит покраснение кожи или ещё какую-то тонкую мимику. В театре зрители видят общую композицию, где актёры говорят громко-поставленным голосом, так, чтобы было слышно и на последнем ряду. А на съёмках кино им приходится шептать, тихо разговаривать или наоборот пытаться истерить, но при этом так, чтобы не заглушать микрофон. Это сложно…

Орфей для омских режиссёров. «Несломленный» знакомит с другим Карбышевым

Съёмки проводились в самый тяжелый пандемийный год. Фото: 12 канал

– Я читала, что вы должны были снимать определённые эпизоды в Москве и Санкт-Петербурге, но из-за пандемии пришлось ограничиться одним местом. Легко ли было воссоздать атмосферу других городов и даже стран в Омске?

– Практически невозможно. Но как оказалось, если очень захотеть, всё получится. Мы объехали весь город в поиске старинных зданий и фасадов. С огорчением могу сказать, что у нас уже практически не осталось помещений, где нет пластиковых окон, гипсокартона, ламината и дверей из популярных магазинов. Такие места в нашем городе можно пересчитать по пальцам. Нам повезло – как раз закрывался кадетский корпус, и нам разрешили снимать в этом старинном здании. Завезли туда музейную мебель, создали все декорации.

– Какой момент был самым запоминающимся и самым сложным на съёмках?

– Они все запоминающиеся, все важны. Если говорить о самом сложном, то для меня это, наверное, работа с животными и детьми. Организовать массовку, конную проездку, атаки в окопах с шашками… Ещё сложно было построить немецкий концлагерь. Его мы, кстати, воссоздали в старых зданиях Омской крепости.

– А от историков не поступала критика? Как они оценили «Несломленного»?

– Очень хорошо, потому что историки работали с нами в одной команде. Мы с ними во всём советовались. Все исторические моменты в фильме были показаны именно с их подачи и консультаций.

Орфей для омских режиссёров. «Несломленный» знакомит с другим Карбышевым

Ваше благородие Рапопорт. Как сыграть белогвардейца
Подробнее

ТЭФИ и новые киноработы

– Какие эмоции вы испытали, когда получили ТЭФИ, когда впервые взяли статуэтку в руки?

– Я не думаю, что эмоции были такие яркие. Я понимал, что проделана сложная и большая работа, и она каким-то образом всё равно должна быть оценена. Но ТЭФИ… Мы снимали кино, и изначально думали, что этот фильм пойдёт на какие-то кинофестивали.

Но в итоге «Несломленного» отправили на телевизионный конкурс и оценили как телевизионный фильм. К тому же у нас были серьёзные соперники. Например, телекомпания из Башкирии, у них производство фильмов – это национальное достояние. И мы попали с ними в одну номинацию и выиграли. Наверное, наша тема помогла нам.

– Над какими проектами вы сейчас ведёте работу?

– Сразу же буквально после сдачи фильма «Несломленный», мы приступили к работе над следующей кинокартиной. Этим летом мы закончили сьёмки и сегодня у нас к премьере готов ещё один фильм. Это современный игровой фильм под названием «Я иду тебя искать». Мы снимали его при поддержке фонда президентских грантов, с поисково-спасательным отрядом «Доброспас». Лейтмотивом мы брали историю о Коле Бархатове, она послужила отправной точкой. Но потом, когда начали работать, мы решили показать в целом поисковиков и их деятельность. На мой взгляд, это не работа, это состояние души.

В новом фильме мы говорим об истории, когда в лесу пропадает ребёнок, и организуется поисково-спасательная операция по полному стандарту, как это обычно бывает, как это было и при поисках Коли Бархатова. Мы поставили перед собой задачу показать, что меняется в отношениях людей, находившихся в лесу, чем опасна тайга для простых людей, тем более городских. Получился интересный приключенческий фильм.

Орфей для омских режиссёров. «Несломленный» знакомит с другим Карбышевым

Часто режиссёру приходилось лично показывать, как стоит сыграть в том или ином эпизоде. Фото: 12 канал

– Какие кинокартины легче снимать: исторические или современные? Над чем вам больше нравится работать?

– Вот теперь, наверное, проще исторические, потому что уже набита рука. Съёмка современных фильмов, конечно, сложнее, но интереснее. Кстати, если бы у меня были спонсоры, я бы с удовольствием поработал над какой-нибудь комедией.

– А насколько Омск способен соревноваться с другими регионами и той же столицей в производстве фильмов?

– Со столицей практически невозможно конкурировать. Разве что Омск может посоревноваться бюджетом. За бюджет, на который мы делаем в Омске фильмы, в Москве даже не сядут думать и обсуждать тему, потому что для них это будет казаться нереальным. Но у нас другого выхода нет, поэтому мы работаем и снимаем новые фильмы.

ДОСЬЕ

Андрей КИРИЛЛОВ.
Родился 7 января 1966 года. Коренной омич. В 1988 году окончил ОмГТУ по специальности «электроснабжение промышленных предприятий». На телевидении с 1995 года. Главный продюсер «12 канала». Режиссёр фильмов «По следам «Чёрной кошки», «Несломленный».

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.