Коллаж – шарики

Вплавь по творчеству Достоевского. Как театры страны ставят классика

0 1


Еженедельник “Аргументы и Факты” № 46. АиФ в Омске № 46 17/11/2021


Сюжет Празднование 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского

Вплавь по творчеству Достоевского. Как театры страны ставят классика

200-летие со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского отпраздновали в Омске с большим размахом. Театральный фестиваль «Достоевский. Омск» стал ещё одним ярким событием, посвящённым осмыслению творчества писателя.

С 10 по 15 ноября на сцене «Галёрки» зрителям представили свои постановки Забайкальский краевой драматический театр, театр драмы Кузбасса, драматический театр «На Васильевском» и московский театр «Школа драматического искусства». Конечно, не обошлось и без организатора фестиваля – Омского драматического театра «Галёрка».

Зрители с восторгом встретили все спектакли, поставленные по произведениям Фёдора Михайловича, поэтому можно с уверенностью сказать, что театральный фестиваль состоялся!

Праздник театрального искусства

Вплавь по творчеству Достоевского. Как театры страны ставят классика

Статья по теме

Шесть вечеров с Достоевским. Где, как не в Омске, быть фестивалю?

Несмотря на то что в нашем городе Достоевский провёл не самые лучшие моменты своей жизни, Омску сам бог велел хотя бы краем сердца прикоснуться к великому и вечному, что собой являет Фёдор Михайлович. Произведения классика звучат актуально в любую эпоху. Неудивительно, что они постоянно находятся в поле пристального внимания режиссёров.

«Фестиваль задумывался не ради красивой даты. Его идея родилась из желания театра говорить со зрителем на вечные темы, стремления доказать, что классическая литература актуальна и близка каждому из нас. Она способна взволновать душу и поднять её над суетной повседневностью», – рассказывает заслуженный деятель искусств РФ, председатель Омского отделения Союза театральных деятелей, художественный руководитель Омского драматического театра «Галёрка» Владимир Витько.

Коронавирус внёс коррективы

В программе театральный фестиваль заявлен как I международный. Заявки в «Галёрку» отправили порядка 35 театров: не только российских, но и зарубежных. Желание принять участие в столь престижном мероприятии изъявили коллеги из Германии, Эстонии, Литвы, Болгарии и Киргизии. Однако пандемия наложила свой отпечаток, и в момент принятия Владимиром Витько решения, кого приглашать, все границы были закрыты.

Фестиваль, скорее всего, ожидает продолжение. Уйдёт коронавирус, говорят организаторы, придут заграничные коллеги. Возможно, он также будет посвящён Фёдору Михайловичу, а может затронет другую тему. Ведь как бы не хотелось, чтобы Достоевский продолжался, в какой-то момент всегда наступает момент расширения.

Вплавь по творчеству Достоевского. Как театры страны ставят классика

Фестиваль обязательно ждёт продолжение. А будет он посвящён Достоевскому или затронет другую тему – покажет время. Фото: Омский драматический театр «Галёрка»

Из-за COVID-19 не смог приехать на фестиваль московский драматический театр «Сфера». Накануне у одного из артистов подтвердился коронавирус, поэтому вместо постановки по произведению Достоевского «Дядюшкин сон» у зрителей появилась возможность ещё раз посмотреть «Братьев Карамазовых» в толковании омской «Галёрки».

Большой просветительский проект

Много споров и обсуждений у жюри вызвал вопрос судейства и оценки театральных постановок. Председателем жюри стала театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русского театра ГИТИСа и кафедры искусствоведения Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, главный редактор газеты «ДА» Ольга Галахова.

Вплавь по творчеству Достоевского. Как театры страны ставят классика

Статья по теме

Ломая стереотипы. Как из произведений Достоевского сделать праздник души?

Также в его жюри вошли заслуженная артистка РФ, профессор кафедры театрального искусства , лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга, обладатель Ордена Дружбы, актриса Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова Мария Лаврова и профессор кафедры театрального искусства института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга, режиссёр Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова Андрей Максимов.

«Не хотелось бы говорить, что этот театр лучше, а этот хуже. Мне кажется, раз Достоевский собрал нас всех вместе, в этом уже есть проявление какого-то единения. Может, мы вообще все номинации отменим, и будет просто праздник театрального искусства», – подчеркнул Владимир Витько.

С директором «Галёрки» согласилась председатель жюри Ольга Галахова, отметив, что желание раздавать премии и награды не столько помогает, сколько вредит. В поощрении важна честность и справедливость, а в театральном деле многое зависит от субъективной оценки и уровня эксперта.

Для фестиваля Владимир Витько постарался отобрать спектакли по знакомым для публики произведениям классика. Предпочтение отдавалось тем постановкам, которые способны воздействовать на эмоциональный и внутренний мир зрителя.

Идея фестиваля родилась из желания театра говорить со зрителем на вечные темы, стремления доказать, что классическая литература актуальна и близка каждому из нас.

Практически моментально были раскуплены билеты на «Преступление и наказание» от Забайкальского драматического театра. Директор театра, заслуженный работник культуры РФ Юрий Пояркин поделился, что они создали спектакль специально к этому событию, и с большим удовольствием согласились показать его дважды.

Вплавь по творчеству Достоевского. Как театры страны ставят классика

Территория души. Что лежит в основе генетического кода русской нации?
Подробнее

Отметим, что помимо показов театральных постановок, насыщенной оказалась внутренняя программа фестиваля: это разнообразные лекции, творческие встречи с профессионалами высочайшего уровня для обмена опытом и получения новых знаний.

Всё про человека

Открыли фестиваль уже полюбившиеся зрителям «Братья Карамазовы». Но, как и было заявлено изначально в программе, актёры омской «Галёрки» сыграли спектакль ещё раз 14 ноября. Над его созданием художественный руководитель коллектива Владимир Витько трудился в течение восьми лет. Основой по признанию режиссёра-постановщика стал не только текст Достоевского, но и архивные документы.

«Нельзя одним словом определить смысл того, что будет происходить на сцене. Здесь каждый может увидеть, услышать и понять то, что ему близко и дорого. Очевидно, такие произведения и создаются раз в сто лет, чтобы вобрать в себя всю жизнь человека от её начала до смертного часа. И смешно, и песенно, и любовно, и трогательно, и забавно… Все про человека», – гласит описание этого спектакля, и оно не врёт, ведь постановщик вместе с актёрами показали очень высокий уровень подготовки и профессионализма. За 2,5 часа, зрители увидели самые значимые сцены романа «Братья Карамазовы».

Вплавь по творчеству Достоевского. Как театры страны ставят классика

Главное внимание в спектакле уделяется особенностям русской души. Фото: Омский драматический театр «Галёрка»

Включить в спектакль всех героев и все сюжетные линии просто невозможно, поэтому в нём оставили только самое важное. «Это один из самых актуальных романов. В нём содержатся ответы на вопросы, что есть человек, для чего он живет», – признаётся Владимир Витько, сыгравший Снегирёва. В его исполнении герой получился очень трогательным и полным достоинства.

Вплавь по творчеству Достоевского. Как театры страны ставят классика

Статья по теме

Где живёт Фёдор Михайлович? Омичи могут погулять с Достоевским

Главное внимание уделяется особенностям русской души, чем собственно знаменит Достоевский. Три брата в исполнении Сергея Климова (Митя), Евгения Власова (Иван) и Дмитрия Цепкина (Алёша) очень живы, каждый из них в высшей степени характерен. У героев в спектакле ярко выражены преобладающие черты: романтический, влюблённый в Грушеньку Митя, атеист и интеллектуал Иван, верующий и открытый Алёша. Евгений Власов к тому же страшно и талантливо отыгрывает сцены безумия.

Внешний вид всех персонажей аутентичен исторической эпохе, о которой писал Достоевский. Декорации многоуровневые и очень простые, однако большую часть впечатления создают именно актёры и их взаимодействие со сценой. Вот мы в трактире, вот в гостях у Фёдора Павловича, а вот уже у Грушеньки. При этом простота обстановки на сцене позволила сосредоточиться на главном — человеческих душах.

«Молодёжный» Раскольников

11 ноября – второй день фестиваля и день рождения Фёдора Михайловича, тот самый долгожданный юбилей, 200-летие Достоевского, который отмечали во всём мире.

Вплавь по творчеству Достоевского. Как театры страны ставят классика

Статья по теме

Книга ручной работы. Чем ценно новое издание «Записок из мёртвого дома»

В этот день в «Галёрке» дважды показали спектакль по самому, наверное, известному роману Достоевского «Преступление и наказание», его привёз Забайкальский краевой драматический театр из Читы. На удивление, спектакль короткий – полтора часа. Наверное, самый недолгий не только из всех фестивальных, но и в принципе «достоевских». Как рассказал режиссёр Олег Пермяков, такая длительность была заложена сознательно:

«У меня условие было для этого спектакля – полтора часа. Потому что этот спектакль ещё и предлагается на разные площадки, и молодая зрительская аудитория много не выдерживает – они сегодня все скорострельно живут. Поэтому ещё я решил назвать спектакль не трагедией или драмой по жанру драматургическому, у нас это «сцены».

Режиссёр считает, что вокруг романа Достоевского много «шелухи», потому что фабулу «взял топор и убил» знают все. А вот показать глубину переживаний, что сподвигло Раскольникова на убийство – это он и пытался воплотить. В том числе и показать совпадения с сегодняшней реальностью:

«Как быть без сегодняшнего ритма, без сегодняшних соприкосновений с тем, что нас окружают молодые люди, о чём они думают, о чём думал Родион Романович? Если это совпадёт, это и будет сегодняшний день».

Вплавь по творчеству Достоевского. Как театры страны ставят классика

По местам Достоевского. Как в Омске увековечивают память о писателе
Подробнее

Кстати, для читинцев это второй фестиваль по Достоевскому, в Омск они приехали из Старой Руссы, где также показывали «Преступление и наказание». Появление в Омске первое, но не последнее. Как рассказал худрук «Галёрки»  Владимир Витько, уже летом состоятся обменные гастроли: Забайкальский краевой приедет на омскую сцену, а «Галёрка» отправится в Читу. Вот уже и несомненная польза от фестиваля.

Когда на сцене – почти мюзикл

12 ноября в театре «Галёрка» состоялся показ спектакля «Записки из мертвого дома» в исполнении театра драмы Кузбасса имени Луначарского. По словам актёров, постановка пользуется неизменным успехом у зрителя на протяжении девяти лет. Режиссёр-постановщик – Камран Шахмардан, живущий в Финляндии, всегда мечтал о постановке по произведению своего духовного наставника именно на сибирской земле. И в том, что у него получилось, теперь убедился омский зритель. Густонаселённый спектакль – от заслуженных мэтров до юных актёров театральной труппы, и каждый на своём месте. Нерядовая постановка не только цитирует ужасы каторги тех лет, но представляет зрителю две полноценные жизненные истории.

Вплавь по творчеству Достоевского. Как театры страны ставят классика

Статья по теме

Великий грешник и святой. Книжный мир Достоевского таит много открытий

«В постановке занято всего 37 человек. И это только на сцене. Одновременно за кулисами работает ещё очень большое количество людей, которые создают все необходимые по ходу действия спектакля эффекты. Всего в Омск на фестиваль приехали 48 из нашей театральной труппы», – отметил режиссёр театра Антон Безъязыков.

Режиссёр, подобно Достоевскому, тоже распутывает клубок исковерканных человеческих судеб. При этом тюремной реальности, в отличие от литературного сборника, в постановке минимум. Картины страданий каторжан режиссёр умело, почти как в кино, чередует со сценами, предваряющими такое заключение. Из первоисточника автор спектакля оставляет нам разве что сцены о том, как заключённые относятся к начальству и к самой каторге, о чём каторжане мечтают, что им разрешено, а что запрещено, на что начальство острога будет смотреть сквозь пальцы, а за что каторжане получат суровое наказание.

На протяжении двух с половиной часов режиссёр использует самые «красочные», почти иммерсивные средства повествования на сцене. Статики в постановке практически нет, здесь всё время что-то движется и меняется: декорации, спецэффекты, свет – так Шахмардан переходит от одной сцены к другой. На актёров капает пронизывающий холодный дождь, сыпется колкий снег: нужный эффект достигается при помощи воды, перьев, а также световых и звуковых эффектов. Но главное, что кроме динамики, зритель не успевает заскучать благодаря музыкальному сопровождению.

Вплавь по творчеству Достоевского. Как театры страны ставят классика

Нерядовая постановка представляет зрителю две полноценные жизненные истории. Фото: Омский драматический театр «Галёрка»

«Когда мы ставили спектакль, режиссёр поставил каждому актёру условие – подобрать и принести песню», – рассказала актриса театра Дарья Мартышина.

Зрители услышат в исполнении артистов и блатной шансон, и городские романсы 20-х годов прошлого века, и даже тюремные частушки. Многочисленные музыкальные вставки от акапелла до жиганской песни продуманы и абсолютно уместны. Как поют драматические артисты, нечасто можно услышать, – и это ещё один нестандартный приём режиссёра. При этом многие актёры также сами аккомпанируют на гитаре, баяне, балалайке и даже на ложках. В довершении каждый рассказ завершает монолог измученного жизнью арестанта с прямыми цитатами из самой повести.

Режиссёр, подобно Достоевскому, тоже распутывает клубок исковерканных человеческих судеб. При этом тюремной реальности, в отличие от литературного сборника, в постановке минимум.

«Я всегда говорю: если спектакль меня эмоционально не тронул, значит, я напрасно потерял время. В последние годы я сильно поменял свое отношение к театру. Если раньше в первую очередь думал, как удивить зрителя, показать ему возможности театра, современный язык выразительных средств, то сейчас для меня очень важно достучаться до каждого зрителя. И самый лучший путь – правда эмоций, чистота эмоций. Та правда, которую вы посылаете зрителям. Меня интересует в первую очередь содержание, а не приемы и форма. Форма приходит сама. Режиссура – она все-таки возрастная профессия. Как бы ни были профессиональны, как бы ни стремились быть креативными, все-таки мы рассказчики. А чтобы рассказать – надо прожить это», – рассказал режиссёр постановки.

Страсти по питерскому «Идиоту»

13 ноября в афише фестиваля значился спектакль «Идиот» Санкт-Петербургского театра «На Васильевском». Билеты были раскуплены очень давно, кроме того, и актёры других театров, прибывших на фестиваль, хотели увидеть постановку, так что зал был не просто полон – не было ни одного свободного приставного стула. 3 ч 40 минут, и ни одни зритель не ушёл в антракте! Более того, двухчасовое первое действие пролетело, словно одно мгновение.

Вплавь по творчеству Достоевского. Как театры страны ставят классика

3 ч 40 минут пролетели как одно мгновение. Фото: Омский драматический театр «Галёрка»

В антракте многие молодые зрители обсуждали фабулу, и было понятно, что Достоевского они «прошли», то есть прошли мимо. Впрочем, «Идиота» нынче и в школьной программе нет, и прийти к нему надо в своё время, когда пойдешь и прочувствуешь. Поэтому радует уже то, что обсуждали, думали, были возмущены (не исполнением, но поступками героев).

В спектакле заняты настоящие звезды. Эпизодическая, казалось бы, роль «прихлебателя» Фердыщенко, а как ярко и насыщенно исполнил её Михаил Николаев! Великолепен князь Мышкин в исполнении Арсения Мыцика – честный, открытый, правильный и даже праведный. В финале слёзы на глаза наворачиваются, настолько жаль это 26-летнее запутавшееся в чувствах дитя. Отдельных слов заслуживает популярный актёр театра и кино Илья Носков в роли Рогожина – убедителен до глубины души.

«Многие мои коллеги, друзья, недруги, кто был на этом спектакле, говорили, что больше ассоциировали меня с Мышкиным, но я сыграл Рогожина, и для меня это было очень важно – туда нырнуть. Во всю эту муть, дурь, во весь этот кулуар у Достоевского. Мне кажется, получилось у нас с Сеней (Мыцыком. – Ред), он очень глубокий партнёр. Кто был на этом спектакле, говорили: «Мы тебя вообще не узнаём, мы не понимаем, что это ты на сцене». Для меня это очень большая похвала».

Женщины Мышкина – Настасья Филипповна и Аглая – преувеличенно, гротескно «выписаны» режиссёром, всё-таки у Достоевского они не настолько порочны.

Вплавь по творчеству Достоевского. Как театры страны ставят классика

В спектакле заняты настоящие звезды: Михаил Николаев, Арсений Мыцик, Илья Носков и другие. Фото: Омский драматический театр «Галёрка»

«Эти отношения очень разрушительные  – Настасья Филипповна рушит всё и до конца, обуреваемая своими страстями, своею яростью, своей какой-то нелюбовью, ненавистью, ищущая, мечущаяся. Здесь нет полутонов. Для меня вообще этот спектакль – это просто страсть», – говорит исполнительница роли Настасьи Филипповны Елена Мартыненко.

Обе дамы, Аглая и Настасья, по воле режиссёра щеголяют в ярко-красных нарядах, борясь за князя, и позволяют себе фривольные жесты. Но это не помешало омской публике принять спектакль на ура и долго не отпускать артистов со сцены.

Кстати, филиалом омской драмы назвал театр «На Васильевском» экс-омич Давид Бродский, который вместе с женой Илоной с 2014-го служит в нём и приехал на фестиваль. «Омская публика – самая прекрасная, самая отзывчивая, я её вспоминаю до сих пор», – заключил наш бывший земляк.

Магия на сцене

15 ноября прошли последние постановки в рамках Международного театрального фестиваля «Достоевский Омск». Изменения в афише происходили до последнего момента. Так, Иркутский театр имени Н.П.Охлопкова должен был представить спектакль «Игрок», но отозвал свою заявку. На счастье зрителям, удалось сделать почти равноценную замену: вместо «Игрока» будет показан спектакль по тому же произведению «Рулетенбургъ» московского театра «Школа современного искусства».

Вплавь по творчеству Достоевского. Как театры страны ставят классика

Рулетенбургъ — это европейский город, выдуманный Ф.М. Достоевским. Фото: Омский драматический театр «Галёрка»

«Игрок» — самое автобиографическое произведение Федора Достоевского. Страсть азарта, которая полностью владеет человеком и его поступками, долгие годы была спутницей писателя. Достоевский написал «Игрока» за 26 дней, что само по себе уже являлось авантюрой, задачей на грани безумия.

Рулетенбургъ — европейский город, выдуманный автором, место кажущейся свободы и мифических возможностей, где царит страсть азарта, жажда шального выигрыша во что бы то ни стало. Спектакль Евгении Тодоровой, наполненный гротеском, метафорами и абсурдом, предлагает зрителю простор для разгадывания скрытых аллюзий и символов.

Спектакль условно поделен на три части: это перевернутые дантовские «Ад – Чистилище – Рай». Если герои «Божественной комедии» Данте совершают путешествие по вертикали наверх, то герои Достоевского следуют по маршруту с точностью наоборот: «Рай – Чистилище – Ад» и неминуемо погружаются в воронку пустоты.

Вплавь по творчеству Достоевского. Как театры страны ставят классика

Жить, дыша в унисон. Быть на сцене вместе – благословение или тяжкий крест?
Подробнее

Фестиваль состоялся

В последний день I Международного театрального фестиваля «Достоевский.Омск», после показа финального спектакля «Рулетенбургъ», прошла церемония награждения.

Так, в номинации «Лучшая мужская роль первого плана» за исполнение роли Алёши Карамазова в спектакле «Братья Карамазовы» отметили актёра «Омского драматического театра «Галёрка» Дмитрия Цепкина. Он же получил награду «Гран-при» и приятный приз в размере 100 тыс. руб.

Вплавь по творчеству Достоевского. Как театры страны ставят классика

В награждении актёра Дмитрия Цепкина участвовал министр культуры Омской области Юрий Трофимов. Фото: Омский драматический театр «Галёрка»

Не остались незамеченными и другие актёры. За «Лучшую мужскую роль второго плана» наградили представителей Забайкальского краевого драматического театра Алексея Карташова (роль Лужина) и Леонида Лехнера (роль Мармеладова).

Сразу трём актрисам достались дипломы за «Лучшую женскую роль второго плана». Это Лидия Цуканова (роль матери Шишкова в спектакле «Записки из Мертвого дома», театр драмы Кузбасса им. А.В. Луначарского), Людмила Копылова (роль Марьи Степановны в спектакле «Записки из Мертвого дома», театр драмы Кузбасса им. А.В. Луначарского) и Наталья Кутасова (роль Елизаветы Прокофьевны Епанчиной в спектакле «Идиот», драматический театр на Васильевском). «Приз зрительских симпатий» и «лучшая эпизодическая мужская роль» также отправились к актёрам театра на Васильевском: Сергею Лысову и Михаилу Николаеву.

Не смогли не отметить совместную работу актёров этого театра Арсения Мыцыка и Ильи Носкова за исполнение ролей князя Мышкина Льва Николаевича и Парфена Рогожина в спектакле «Идиот».

Несколько наград отправились к московскому театру «Школа драматического искусства» за спектакль «Рулетенбургъ»: «молодая режиссура», «работа художника по свету», «за смелое решение роли» и «приз зрительских симпатий».

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.