Коллаж – шарики

«Не говори, что потерял время». Книжные издания произведений Достоевского

0 0


Еженедельник “Аргументы и Факты” № 45. АиФ в Омске № 45 10/11/2021


Сюжет Празднование 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского

«Не говори, что потерял время». Книжные издания произведений Достоевского

В преддверии 200-летия со дня рождения великого писателя в регионе вышло несколько заметных книг и издательских проектов, посвящённых жизни и творчеству Фёдора Михайловича.

Во многих из них приняла участие заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов и Союза театральных деятелей России, автор-составитель Лидия Трубицина.

В разговоре мы обратились к книгам, изданным к юбилейным датам писателя, а также к истории издания 18-томного собрания сочинений Ф. М. Достоевского, вышедшего в начале 2000-х годов.

Полное собрание сочинений

Наталья Виркунен, «АиФ в Омске»: Расскажите, как возникла идея создания 18-томного собрания сочинений Достоевского. В каком году это было начато? Кто стал инициатором проекта? Откуда поступило финансирование?

«Не говори, что потерял время». Книжные издания произведений Достоевского

Статья по теме

Достоевский non-fiction. Произведения прозаика оценили не все современники

Лидия Трубицина: Когда задаёмся вопросом – почему в Омске в начале 2000-х было инициировано издание нового собрания сочинений Фёдора Михайловича Достоевского, находится довольно простой и логичный ответ: Омск – город, напрямую связанный с жизнью и творческой судьбой писателя. Каким для молодого человека, начинающего литератора, было то время – четыре года, проведённые в омском каторжном остроге? Как судьба писателя позже, в творчестве, сопрягалась с памятью о городе, о котором есть два диаметрально противоположных высказывания Фёдора Михайловича. Одно – серьёзное, раздражённое – в письме к брату: «Омск – гадкий городишка. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видел. Городишка грязный, военный и развратный в высшей степени». Другое описание города – насквозь ироничное, «сахарное», сделанное лёгким росчерком пера человека, находившегося в прекрасном расположении духа, – во введении к «Запискам из Мёртвого дома»: «Климат превосходный; есть много замечательно богатых и хлебосольных купцов, много чрезвычайно достаточных инородцев. Барышни цветут розами и нравственны до последней крайности. Дичь летает по улицам и сама натыкается на охотника. Шампанского выпивается неестественно много. Икра удивительная. Урожай бывает в иных местах сам-пятнадцать… Вообще земля благословенная. Надо только уметь ею пользоваться. В Сибири умеют ею пользоваться». Хотя и не назван тут Омск впрямую, но исследователи довольно дружно относят эти не всерьёз сказанные слова к городу в Сибири, который Достоевскому довелось узнать куда как хорошо…

Серьёзные литературоведы высказывают такую как бы несерьёзную мысль: мы и через 300 лет не станем современниками Достоевского.

И именно в Омске, горестно и метафизически плодотворно связанном с судьбой великого писателя, в начале 2000-х годов родилась идея создания современного и наиболее полного собрания его сочинений. Вначале она возникла в разговоре бывшего главы региона Леонида Полежаева с известным московским издателем Георгием Пряхиным, а затем в Москве, в Государственной думе, состоялась официальная церемония подписания соглашения об издании 18-томного Полного собрания сочинений Ф. М. Достоевского. Это произошло летом 2003 года. Главой Омского региона гарантировалось содействие в организационной работе и обеспечение расходов по изданию. Привлечение авторитетных учёных, профессиональных редакторов, деятельность по составлению и оформлению собрания сочинений были поручены столичному издательскому дому «Воскресенье».

Без купюр

– В чём основное отличие этого издания от других, особенно от Полного собрания сочинений в 30 томах? Кто явился составителем? По какому принципу отбирались произведения, как компоновались?

– Эксклюзивность нового собрания сочинений состоит прежде всего в том, что тексты великого классика предстали без купюр, коих в советский период было сделано немало. Издатели подчёркивали: современный читатель практически впервые увидит подлинный текст великого писателя. Ещё одной отличительной чертой издания стало почти полное возвращение к грамматике XIX века, более того – к грамматике самого Достоевского, который оставлял за собой право таковою пользоваться. Известно, как Достоевский возражал корректору: «У каждого автора свой собственный слог и потому своя грамматика… Мне нет никакого дела до чужих правил! Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна; а где я чувствую, что не надо перед что ставить запятую, там я не хочу, чтобы мне её ставили!»

«Не говори, что потерял время». Книжные издания произведений Достоевского

Первый том Полного собрания сочинений писателя. Фото: АиФ/ Наталья Виркунен

В новое издание включались тексты, которые ранее не входили ни в одно из собраний сочинений писателя: переводы, выполненные в ранний период литературного творчества, анонимная и недавно атрибутированная публицистика Достоевского, коллективные литературные работы, в которых принимал участие Фёдор Михайлович, исторические материалы, связанные с жизнью писателя. Общий же принцип расположения текстов, принятый в собрании, остался традиционным – хронологическим. Оно начинается, как и было в биографии писателя, романом «Бедные люди», а заканчивается двумя томами «Братьев Карамазовых» и перепиской, занимающей три тома. Всего Полное собрание сочинений в 18 томах с учётом приложений к отдельным из них составило 23 книги.

Научным редактором проекта стал Владимир Захаров – доктор филологических наук, заведующий кафедрой русской литературы Петрозаводского государственного университета. К работе были привлечены ведущие достоевсковеды страны, в том числе и омские исследователи творчества писателя.

– Как происходило общественное продвижение нового собрания сочинений?

«Не говори, что потерял время». Книжные издания произведений Достоевского

Статья по теме

Где живёт Фёдор Михайлович? Омичи могут погулять с Достоевским

– Современные технологии дают возможность готовить и выпускать издания в кратчайшие сроки. Омск, откуда началась реализация масштабного издательского проекта, стал эпицентром и его общественного продвижения. Первый том нового собрания сочинений великого русского писателя уже в октябре 2003 года был выпущен в свет и представлен на Международной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне.

Осенью 2003 года, в преддверии дня рождения писателя, прошли дни Достоевского в Омске. В Омской государственной областной научной библиотеке им. А. С. Пушкина состоялась первая презентация нового издания творческого наследия писателя. Публика увидела два первых тома, имевших необычно большой для собрания сочинений формат, интересное оформление, выполненное художником Максимом Георгиевым, и могла оценить эксклюзивность издания, включавшего литературные работы, ранее не публиковавшиеся в собраниях.

Летом 2004 года в связи с этим издательским проектом произошло значительное событие – презентация первых пяти томов Полного собрания сочинений Ф. М. Достоевского в Библиотеке администрации президента Российской Федерации. Такой чести удостаиваются только уникальные издания.

«Не говори, что потерял время». Книжные издания произведений Достоевского

Для истории русской литературы Омск – место особое. Фото: АиФ/ Наталья Виркунен

Последующие общественные представления новых томов собрания сочинений происходили в нашей главной региональной библиотеке, в Омском музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, в Омском государственном университете, которому в 2004 году было присвоено имя Ф. М. Достоевского. Издательский проект был завершён в 2005 году. И финальная презентация состоялась в Омском государственном драматическом Пятом театре.

Во всех библиотеках

– Каков тираж издания? Как происходило распространение тиража? Где его сейчас можно найти?

– Тираж составил 10 000 экземпляров. Прежде всего он поступил во все главные библиотеки страны, а также в крупнейшие международные библиотечные собрания, в том числе в библиотеку ЮНЕСКО. Также тираж был направлен в крупные российские научные, культурные и образовательные учреждения. В нашем регионе 18-томное Собрание сочинений Ф. М. Достоевского можно найти во всех библиотеках, в музеях, других учреждениях сферы культуры и образования, а также в личных коллекциях многих омичей – учёных, писателей, журналистов, театральных деятелей.

«Не говори, что потерял время». Книжные издания произведений Достоевского

Раскопкам быть. Настоящий клад нашли в Омске на месте каторжного острога
Подробнее

– Вы являетесь автором-составителем двух альбомов, посвящённых юбилеям Достоевского. Что это за издания?

– Министерством культуры Омской области в 2011 и 2020 годах были реализованы два издательских проекта. Первый альбом, вышедший в свет к 190-летию со дня рождения писателя, назывался «Достоевский и Омск: диалог через века». Другая книга, посвящённая 200-летию со дня рождения великого русского классика, называется «Омское пространство Достоевского».

Мало найдётся исследователей, литературоведов, кто станет оспаривать факт, что для истории русской литературы Омск – место особое. Именно здесь, в омском остроге, с 1850 до начала 1854 года содержался выпускник Главного инженерного училища, молодой литератор, автор «Бедных людей» Фёдор Достоевский, осуждённый как политический преступник по делу петрашевцев. Именно здесь, в Мёртвом доме, он пережил, передумал, перестрадал столько, сколько с избытком хватило бы на несколько жизней. Многие исследователи полагают: именно в омский период произошло то «перерождение убеждений», что сделало Достоевского не просто писателем, но философом, исследователем, пророком.

«Не говори, что потерял время». Книжные издания произведений Достоевского

Полное собрание сочинений Достоевского. Фото: АиФ/ Наталья Виркунен

– Какие разделы представлены в этих книгах?

– Проектируя и составляя их, я старалась выстраивать материалы так, чтобы отразить многогранные исторические и культурные связи нашего города с судьбой и творчеством Достоевского. В каждый из альбомов включены разделы с научными статьями и историко-культурными публикациями омских исследователей. В этом ряду такие известные деятели науки, культуры и образования, как доктор филологических наук Е. А. Акелькина – научный руководитель Центра изучения творчества Ф. М. Достоевского, созданного при Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского, и заслуженный работник культуры России В. С. Вайнерман – директор Литературного музея им. Ф. М. Достоевского.

Также в книгах есть разделы, отражающие творчество омских художников, литераторов, театральных деятелей. Завершают каждый из альбомов уникальные подборки, выполненные заведующей сектором краеведческой библиографии информационно-библиографического отдела Омской государственной областной научной библиотеке им. А. С. Пушкина Е. И. Катковой. В издании 2011 года была представлена «Хроника пребывания Ф. М. Достоевского в Омске и создания им произведений, связанных с каторжным периодом жизни». В книге 2020 года опубликована поэтическая антология «Посвящение Достоевскому», в которую включены стихотворения поэтов XIX-XXI веков.

Мы говорим – альбомы, потому что это богато иллюстрированные издания. Автором оформления первого из них был замечательный омский дизайнер и художник Александр Лелякин, к великому сожалению, ушедший из жизни в 2018 году. Вёрстку второго альбома выполнила дизайнер Наталья Василевич, которая деликатно старалась сохранить стиль оформления Александра Лелякина.

Полюсы социума

– Чем вам близок Достоевский? Какие его идеи, на ваш взгляд, наиболее ценны для сегодняшнего человека?

«Не говори, что потерял время». Книжные издания произведений Достоевского

Статья по теме

Книга ручной работы. Чем ценно новое издание «Записок из мёртвого дома»

– Здесь существуют два полюса характеристики современности Достоевского. Один: размышления писателя о человеке, времени, устройстве общества весьма современны. Ведь наша действительность сегодня, как ни странно, сопоставима в общих чертах с его временем. Социальные контрасты, которые ярко изображены в «Униженных и оскорблённых», «Преступлении и наказании», – это ранний капитализм в России. Взаимоотношения людей, находящихся на разных полюсах социума, сосуществование богатых и бедных с невозможностью преодоления возникающих противостояний. Или проблема религиозного сознания, поисков, потерь и обретений в духовной сфере, отражённая в «Братьях Карамазовых» – и сегодняшняя попытка России заново обрести христианство. В этом романе, ставшем во многих отношениях «книгой итогов», Достоевский попытался дать ответы на вопросы, которые считал самыми больными, самыми важными и неотложными: по какому пути должно идти духовное развитие общества и как будет развиваться человеческая нравственность?

Если говорить о свободе, демократии, либерализме, Достоевский был одним из тех писателей, которые резко высказывались на эти темы. Неудивительно, что сегодня многое актуально по отношению к со­временной ситуации в России. Идеи великого писателя оказались неисчерпаемыми.

Вопросов всё больше

В первых числах сентября мы вспоминали о трагических событиях, происшедших в Беслане, о чудовищном террористическом акте – захвате школы, завершившемся гибелью многих ни в чём не повинных детей и взрослых. Да, за ответами даже на самые невероятные сегодняшние вопросы можно обращаться к Достоевскому. Так, в романе «Бесы» писателем точно показан и глубоко про­анализирован механизм террористических деяний. Вообще, если говорить о терроризме, Достоевский был первым, кто проанализировал психологию и идеологию террора, раскрыл сам механизм перерастания идеи в практический акт – когда люди начинают со слов, а заканчивают убийством.

Сегодня учёные по-разному отвечают на вопрос: почему интерес к Достоевскому во всём мире и в России продолжает расти? Многие из них отмечают, что Достоевский относится к тем писателям, которые всё больше набирают вес и значение не только в мировой культуре и литературе, но и в самой жизни, так как испытания, которым мы подвергаемся, соотносятся с тем, о чём размышлял Достоевский.

«Не говори, что потерял время». Книжные издания произведений Достоевского

По местам Достоевского. Как в Омске увековечивают память о писателе
Подробнее

Другое мнение: чем дальше мы продвигаемся в изучении творчества Достоевского, тем больше трудных вопросов и сложных задач оно перед нами ставит. Серьёзные литературоведы высказывают такую как бы несерьёзную мысль: мы и через 300 лет не станем со­временниками Достоевского. А Игорь Волгин, литературовед и историк, доктор филологических наук, кандидат исторических наук, основатель и президент Фонда Достоевского, вице-президент Международного общества Ф. М. Достоевского, назвал свою недавно вышедшую книгу о Достоевском: «Ничей современник». Он написал: «Люди, жившие в одну эпоху с Достоевским, за редким исключением, не смогли оценить ни его реальные писательские масштабы, ни степень его будущего воздействия на духовные судьбы мира. Достоевский совпал не с каким-то отдельным периодом нашей истории. Он совпадает со всё ещё длящимся историческим временем и одновременно не совпадает с ним, ибо оказывается всегда впереди. Он мог бы сказать о себе словами поэта: «Нет, никогда ничей я не был современник…» Достоевский совпадает с Россией как таковой, с Россией онтологической. Он воплощает в себе дух утопии и антиутопии одновременно… Надо приложить немало усилий, чтобы ощутить себя современником Достоевского».

Разговор о Достоевском можно завершить так: читайте, исследуйте, размышляйте… В начале творческого пути Фёдор Михайлович сформулировал свой знаменитый тезис о том, что человек есть тайна. И задал себе и нам программу действий в связи с этой тайной: «Ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время».

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.