Коллаж – шарики

А вы читали Достоевского? Новое искусство о классике русской литературы

0 0


Еженедельник “Аргументы и Факты” № 30. АиФ в Омске № 30 28/07/2021


Сюжет Празднование 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского

А вы читали Достоевского? Новое искусство о классике русской литературы

В Омске впервые прошёл День Достоевского. Это целый фейерверк тематических мероприятий, связанных с жизнью и творчеством великого писателя.

Выставки, экскурсии, лекции и флешмобы – то немногое, чем творческая публика поделилась с омичами. Притом – бесплатно.

Экспериментальный день

Традиция проведения фестиваля «День Достоевского» появилась в Петербурге по инициативе Литературно-мемориального музея Достоевского. В первую субботу июля (дату определило начало действия романа «Преступление и наказание») культурные учреждения организуют собственные мероприятия. Обозначая наиболее заметные культурные проекты первого омского фестиваля, запланированные к юбилейной дате со дня рождения Фёдора Достоевского, нельзя пройти мимо флешмоба «#А ты прочитал Достоевского?». Это арт-проект художника Игоря Николаева, который представлен на площадке городского музея «Искусство Омска».

А вы читали Достоевского? Новое искусство о классике русской литературы

Статья по теме

Каторжные дни Достоевского. Исторические факты о жизни писателя в бараке

«Флешмоб – современное понятие, которое обозначает какое-либо повторение. На выставке я представил современников Достоевского. Это люди, которые жили с ним в одно время, но в разных странах и на разных континентах. Взял XIX век в глобальном разрезе. Здесь представлены разные социальные слои, разные возрасты, разные народности. У всех объединяющий фактор: диалоговое окно с вопросом «А ты прочитал Достоевского?». Получилась изобразительная форма флешмоба», – пояснил художник.

Флешмоб был дополнен уличным мейнстримом: на выставке в жанре детского рисунка художник Игорь Николаев представил малоизвестные факты биографии будущего писателя. Это и древо семьи Достоевских, и изображение любимой няни детей Алёны Фроловны Крюковой, и имение Даровое, куда семейство выезжало на лето, а Федя Достоевский был вождём племени.

Игра со зрителем

Что касается основного флешмоба, художник максимально сократил дистанцию между персонажами и зрителем при помощи обращения на «ты», прямым зрительным контактом со всеми без исключения героями коллажей. Все фотоперсонажи смотрят вам в глаза. К слову, основная фраза флешмоба разбавлена также вариациями на тему: «А я не читал Достоевского», «Мы любим Достоевского». По мнению автора, это тоже приближает зрителя к прямому общению с фотографиями.

А вы читали Достоевского? Новое искусство о классике русской литературы

Статья по теме

Божий дар и великое счастье. Каким семьянином был писатель Достоевский?

«В момент фотографирования того времени люди зачастую не знали, как вести себя перед камерой, они принимали противоестественные позы, старались что-то взять в руки. Здесь чаще всего в руках оказываются книги», – заметил Игорь Николаев.

Многие образы на фотографиях автор выбрал далеко не случайно. Среди предсказуемых молодых девушек, тихих старушек и интеллигентных молодых мужчин совершенно не ожиданно можно встретить эпатажную даму с густой бородой или состарившуюся индианку, которая о русском писателе не могла даже знать, не то что читать его романы и повести.

«Тогда были в моде представления неизведанного, чудесного, уродливого в цирке и на ярмарках. Аспект демонстрации атавизмов тоже хотелось затронуть, – добавил художник. – Вкупе флешмоб – некая игра со зрителем. Вот, например, молодой Пушкин, который никогда с Достоевским не встречался, тоже спрашивает вас: «А ты читал Достоевского?» Благодаря абсурдным и развлекательным нотам появляется большая выразительность, художественность. Многие образы реконструированы – и фотографии стилистически приближены друг к другу».

А вы читали Достоевского? Новое искусство о классике русской литературы

На выставке представлены 56 фотографий. Фото: АиФ/ Наталья Виркунен

Как фотошоп реанимировал эпоху

Работы выполнены в авторской технике. Основа – печатная графика, совмещённая с живыми снимками. Фото не просто перенесены на бумагу, а реконструированы при помощи графических редакторов. Притом где-то автор намеренно оставляет затемнённые и смазанные пятна, а где-то, наоборот, добавляет ярких красок – жёлтых, бирюзовых, розовых, которые были не свойственны фотографиям той поры. Во всём многообразии выразительных и графических средств автор сохранил главное – эффект присутствия героев. Архивные фотографии демонстрируют нам живых людей, которые здесь и сейчас с тобой разговаривают. Таким образом художник совмещает в одной картине несколько жанров, направлений и даже техник.

А вы читали Достоевского? Новое искусство о классике русской литературы

Статья по теме

Каторга изменила всю жизнь. Омск сделал из Достоевского великого писателя

«Я не делю своё искусство на портретное и пейзажное. Вообще современное искусство – это смещение границ. Важнее для меня выразить, что я чувствую, хочу сказать. А как это будет технически исполнено, считаю, не имеет значения. Мне удаётся найти какие-то моменты, которые ещё не отражались в искусстве. Для меня важно всеми способами донести также содержание, соединение внешнего и внутреннего. В противном случае произведение пустое», – поделился Игорь Анатольевич.

Вплоть до веснушек

Наполнение выставки, а это 56 восстановленных и художественно доработанных фотографий, заняло больше года. Фото графии Николаев искал в фондах и фотобанках США в связи с тем, что в России из-за прошедших революций и военных событий много фотоматериалов утрачено безвозвратно. Флешмоб в формате фотовыставки дополнен одиночными открытками, здесь персонажей немногим больше.

А вы читали Достоевского? Новое искусство о классике русской литературы

Статья по теме

Издание по второму кругу. Сборник Лейфера о Достоевском вышел в свет

«В России сохранилось мало дагерротипов с русскими людьми и русскими лицами. Поэтому здесь много англичан, американцев, русских эмигрантов, живущих за рубежом. Многие фотографии были в плачевном состоянии, я их дорабатывал, оцифровывал, восстанавливал при помощи фильтров даже черты лица, стёртые временем, – прокомментировал художник. – Отмечу, что раньше оборудование имело свойство передавать мельчайшие детали: складочки, веснушки. Даже современная цифра на такое не способна».

Творения художника размещены в фойе музея, а День Достоевского в Омске планируют проводить ежегодно. Локаций прибавится. Одну из них обещают разместить на месте обнаруженного краеведами фрагмента острога, где писатель отбывал каторгу.

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.