Коллаж – шарики

Секреты игры на скрипке. Для чего вырывают волосы из хвоста белой лошади?

0 1


Еженедельник “Аргументы и Факты” № 15. АиФ в Омске № 15 14/04/2021

Секреты игры на скрипке. Для чего вырывают волосы из хвоста белой лошади?

В Омске состоялся концерт, посвящённый 100-летию известного композитора современности Арно Бабаджаняна. Скрипач, скрипичный мастер, композитор, аранжировщик Самвел Айрапетян покорил сердца зрителей виртуозной игрой на скрипке. Вместе с симфоническим оркестром Омской филармонии под управлением Дмитрия Васильева он исполнил концерт Бабаджаняна, который не звучал на сцене почти 50 лет, а до этого исполнялся лишь один раз.

Маэстро рассказал, отчего не любит слово «скрипка» и почему выступает на концертах только со своим инструментом.

Когда рождается инструмент

Светлана Казанцева, «АиФ в Омске»: Самвел, вы музыкант, композитор, мастер по изготовлению скрипок. Вас называют наследником Страдивари. Каким был ваш первый инструмент?

Самвел Айрапетян: В первую очередь я скрипач. Вот журналисты назвали «Паганини XXI века» (улыбается). Скрипки же начал делать с 13 лет, когда мне подарили первый авторский инструмент. Не тайна, что любой скрипач мечтает играть на скрипке Страдивари, Амати или Гварнери. И когда мне подарили «мастеровой» инструмент, я понял, насколько его звук отличается от фабричного, ощутил разницу и задумался: почему бы мне не попробовать самому сделать скрипку? Нужна была древесина, и я начал с того, что разбирал ульи с дедушкиной пасеки. Дощечки были пропитаны воском, этот слой стёсывался при обработке, но готовые скрипки имели едва уловимый аромат мёда.

Секреты игры на скрипке. Для чего вырывают волосы из хвоста белой лошади?

Музыкант не расстаётся с любимым инструментом. Фото: Из личного архива

– 2020 год стал испытанием – концертная деятельность была приостановлена. Как вы пережили это непростое время?

– Для меня как скрипичного мастера 2020 год оказался очень плодотворным: я изготовил шесть инструментов – пять скрипок и впервые альт. В обычный год, с концертами и гастролями, получается создавать один инструмент, максимум полтора. В общей сложности я автор 48 скрипок, четыре из которых остались у меня. В Омск сначала хотел взять одну из последних, но передумал – скрипка как вино, её нужно выдержать, чтобы она зазвучала.

– Какая скрипка звучит лучше: авторская новая или та, которой несколько сотен лет?

Секреты игры на скрипке. Для чего вырывают волосы из хвоста белой лошади?

Статья по теме

Всемирное признание. Омская группа может попасть в Книгу рекордов Гиннеса

– У меня есть инструмент XVIII века неизвестного мастера, он потрясающе звучит, но я не могу на нём играть концерты с симфоническим оркестром из-за слабого звука. Скрипка не выдерживает мой напор, она больше подходит для камерной музыки. Инструмент моего авторства более мощный, способен выдержать многое. С другой стороны, я в 2017 году в Кремоне (Италия) играл на скрипке Страдивари 1717 года и не услышал разницы со своим инструментом, хотя ожидал, что она будет.

Тогда же взял в руки скрипку Зосимы Бергонци, внука Карло Бергонци, ученика Страдивари, и… пропал. Это волшебный инструмент, у него было всё: сила звука, тембр, бас. У него такое звучание, какое можно услышать на старых пластинках – тягучее, масляное, на нём хочется играть постоянно. Он стоил 650 тыс. евро – это 45 млн руб. Если бы у меня были такие деньги, я с удовольствием бы купил этот инструмент и играл на нём, но тогда бы я на долгое время прекратил делать скрипки. Кстати, не люблю слово «скрипка» – на русском языке звучит некрасиво. По-итальянски название инструмента самое благозвучное – «виолина».

– Смычки тоже делаете?

– Делаю. Заказываю дерево в Бразилии. Использую настоящий конский волос. Однажды при мне его рвали из хвоста белой лошади – это важно, волосы не состригают. Я потом три дня перебирал пучок волос, подбирал по длине… Как оказалось, делать смычки – целое искусство. Сейчас у меня два смычка – моего изготовления и «немец», мой мне больше нравится.

Секреты игры на скрипке. Для чего вырывают волосы из хвоста белой лошади?

С 6,5 лет учился играть на скрипке. Фото: Из личного архива

– У старых скрипок есть имена. Их давали мастера или музыканты и благодарные слушатели? Ваши инструменты именные?

– Я очень редко именую свои инструменты. Это не столько имена, сколько посвящение в честь кого-то. Если говорить о Страдивари, он не давал своим скрипкам имена, они появились позже. Один из самых шикарно звучащих инструментов мастера – «Мессия» – пролежал в одной семье больше ста лет, он до сих пор выглядит как новый.

– Скрипка портится, если на ней не играют?

Секреты игры на скрипке. Для чего вырывают волосы из хвоста белой лошади?

Статья по теме

«В школе был, как Eminem». Омич – о жизни в Канаде, английском и музыке

– Иногда при ремонте инструмента обнаруживаю следы древесного червя. Но многое зависит от хранения инструмента, и, если на скрипке играть, червь в ней никогда не заведётся – его убивают звуковые колебания.

– В Омске на одном из детских музыкальных конкурсов первым призом была скрипка 200-летней давности. Её вручили юному музыканту. Насколько уместны такие призы?

– Считаю, что это правильно. Нужно, чтобы ребёнок с детства слышал настоящие звуки, ощущал всю палитру красок инструмента. Этого фабричная скрипка никогда не даст. Многие дети бросали заниматься музыкой только благодаря штампованным инструментам, которые не звучали, а скрипели. Инструмент, сделанный мастером, всегда хорошо звучит, потому что в процессе создания напитывается энергетикой создателя. Например, когда я делаю скрипку, слушаю классическую музыку, а обрабатывая детали, желаю им прекрасного звука и тембра.

Кому мешают соседи?

– Кто вас ввёл в мир скрипки?

– Моя мама. Меня отдали в музыкальную школу, когда мне было шесть с половиной лет. Предполагалось, что я буду учиться играть на фортепиано, но педагог сказала, что для этого инструмента у меня короткие пальцы. Это заявление изменило мою жизнь – я стал скрипачом.

– Обучение игре на скрипке – ежедневный многочасовой труд. Детство прошло мимо?

– Да, в футбол с друзьями я не играл, но мне посчастливилось учиться у прекрасного педагога, который привил мне любовь к скрипке. На его уроки я не шёл, а бежал. Когда преподаватель заболел, его не было месяц, меня передали практикантке, и я взбунтовался, пропускал занятия: брал инструмент, папку с нотами, но вместо музыкальных уроков гонял мяч с друзьями, собирал грибы и складывал их в папку – она, даже спустя несколько лет, пахла грибами. В общем, у меня был месяц детства. Когда мой педагог вышел с больничного, всё вернулось на круги своя.

Секреты игры на скрипке. Для чего вырывают волосы из хвоста белой лошади?

Самвел является лауреатом различных музыкальных конкурсов. Фото: Из личного архива

– Многочасовое разучивание гамм и пассажей – дело нудное и для слуха зачастую неприятное. Соседи не возмущались?

– Я вырос в частном доме, так что мои занятия никому не мешали. Сейчас живу в многоэтажке, и у меня прекрасные соседи – никогда не высказывают недовольства, когда я дома репетирую.

– Когда начали сочинять музыку?

– Это произошло спонтанно, я был студентом консерватории. Не секрет, что студенты-музыканты подрабатывают в ресторанах, меня не миновала чаша сия. Первая мелодия родилась в ресторане – мне захотелось привлечь внимание красивых девушек. Мы с пианистом начали импровизировать, так появилась композиция под названием «Иллюзия». Два экспромта родились в студии, когда мы с пианистом и композитором Артёмом Пенжояном записывали альбом романтической музыки. Никогда не получается писать на заказ.

Секреты игры на скрипке. Для чего вырывают волосы из хвоста белой лошади?

Статья по теме

Чтобы земляки гордились. Омский хор прославил свой город на всю страну

Ресторан, в котором я подрабатывал, находился рядом с консерваторией, и я переживал, чтобы меня не увидели мои педагоги. Преподаватели были старой советской закалки, они считали, что подобные подработки отнимают время у студентов, которое они могли бы потратить на развитие мастерства. Но эта работа пошла мне на пользу: я стал лучше подбирать мелодии на слух, быстрее их запоминать. Это отличный стимул для саморазвития.

Зачем скрипачу рок?

– Вы организовали группу – мьюзик-бэнд Rock Soul. В её составе исполняете эстрадные композиции, классику в современной обработке, а также джаз, рок. Согласитесь, что рок в исполнении скрипки – это необычно…

– Да, но современный зритель это хорошо воспринимает. Рок приобретает новое звучание. Скрипка при определённой манере игры становится похожей на гитару, но при этом она остаётся скрипкой со своей особенной вокально-мелодической линией. К слову, не каждый скрипач способен играть рок, а также не каждое роковое произведение можно исполнить на скрипке. Что касается меня, люблю исполнять «Скорпионс» – композиции этой группы хорошо ложатся на скрипку.

– Насколько современный зритель понимает классику? Или её нужно адаптировать, создавать новые аранжировки?

Секреты игры на скрипке. Для чего вырывают волосы из хвоста белой лошади?

Статья по теме

Бегать от полиции и думать о музыке. Как стать успешным уличным музыкантом?

– Молодое поколение не знает классику, оно воспитано совсем на другой музыке. Эстрадная обработка делает классические произведения более драйвовыми, а значит, понятными для подростков. Молодёжь выходит с таких концертов под впечатлением, ребята начинают интересоваться, когда будут следующие концерты. Так происходит постепенное приучение к классической музыке.

– Ваша старшая дочь занимается на скрипке. Не жалко отнимать у ребёнка детство?

– Не жалко, но вместе с этим я понимаю, что занятие музыкой – огромный труд, ради которого нужно пожертвовать многим. Пока дочка занимается, а дальше видно будет, призвание это или нет.

Желаю, чтобы мой младший ребёнок стал скрипачом, так как хочу передать ему искусство изготовления скрипки. За много лет я накопил достаточный опыт, чтобы передать его сыну.

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.